Корейцы научились забирать энергию у моря

26.01.2012, 21:03

Видео программы «Сегодня»

В южнокорейском городе Ансан заработала крупнейшая в мире приливно-отливная электростанция.

Сегодня в южнокорейском городе Ансан на берегу Желтого моря ставили новые рекорды по извлечению электроэнергии из ежедневных подъемов уровня воды. Там заработала крупнейшая в мире приливно-отливная электростанция.

По расчетам, гигантский проект должен окупиться примерно за 30 лет. Каждый день волны вырабатывают электричества на 100 тысяч долларов. Впрочем, главным источником энергии в будущем прагматичные корейцы продолжают считать АЭС.

Почему, узнал корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.

Когда едешь на поезде в сеульский аэропорт Инчхон, не можешь понять, что это за странный ландшафт за окном. Местные жители привычно объясняют: море ушло, но ничего, вечером оно вернется. На западном побережье корейского полуострова очень пологие берега. И приливы с отливами затапливают и обнажают сотни квадратных километров, образуя марсианские пейзажи.

Из поколения в поколение веками корейцы извлекали из этого пользу, собирая на отмелях вручную ракушки, водоросли и прочие деликатесы для местной кухни. Традиционно это женское занятие.

Потомственной собирательнице Ким уже 87 лет, и она выходит на промысел каждый день. Успевает до прилива расколоть ловким движение молотка тысячи раковин. То, как стали использовать колебания моря в XXI веке, ей не нравится.

Ким: «Пока не построили эту дамбу и электростанцию, ракушек было больше. Помню, в молодости я легко набирала полное ведро, а сейчас только половину».

На станции заверяют: природа скоро восстановится и станет даже лучше. Дамба и приливные турбины рассчитаны на то, чтобы не только вырабатывать энергию, но и очищать побережье, сильно загрязненное промышленными и бытовыми выбросами. Стоимость проекта — около миллиарда долларов.

Сон Чун Вон, управляющий приливно-отливной электростанцией: «Уровень моря у нас колеблется каждый день примерно на девять метров туда и обратно. Мы могли бы включать турбины и во время прилива, и во время отлива, но делаем это только восемь часов в день — на приливе. Теряем выгоду ради экологии, чтобы не затапливало берега и не смывало грязь».

Здесь учились в том числе и по советским книгам, и с уважением выговаривают имя инженера Льва Бернштейна и название построенной им одной из первых в мире приливной станции в Мурманской области — Кислая Губа.

Схема работы станции предельно проста: прибывающая вода крутит десять динамо-машин, которые и вырабатывают вместе 250 мегаватт энергии. Увы, это немного. Даже крупнейшая в мире приливно-отливная станция дает всего четверть мощности одного ядерного реактора, которых на АЭС обычно три, четыре или пять.

Чжон Кон Ли, агентство по продвижению атомной энергии: «У нас нет альтернативы атомной энергии. В стране нет богатых запасов полезных ископаемых, а если мы хотим развиваться, то надо много электричества».

Южная Корея — самая атомная из всех азиатских стран. Здесь 20 действующих реакторов, и даже после «Фукусимы» активно строят новые, которые, как уверяют атомщики, будут уже иметь пассивную систему безопасности, то есть в случае ЧП погаснут сами по себе. Еще здесь разработали миниреакторы, которые хотят продавать по всему миру. Каждый рассчитан на снабжение города в 100 тысяч человек.

Кон Ку Кин, разработчик проекта миниатюрной атомной электростанции: «Маленькие страны и отдаленные регионы наверняка захотят иметь такой бесперебойный и чистый источник дешевой энергии».

Сами корейцы подают будущим покупателям пример. Уровень поддержки атомной энергетики, согласно опросам, даже после японской трагедии не опустился ниже 80%. Расчет и выгода оказываются сильнее страха.

Читайте также