Помешательство на гигантской еде: зачем это готовят

29.09.2021, 11:00

Видео программы «Живая еда»

Репортеры программы «Живая еда» попытались понять распространившуюся сейчас спорную моду делать продукты и блюда необычно большими.

В соцсетях в последнее время можно увидеть гигантские молочные коктейли, 1,5-килограммовую шаурму, «беременные» хинкали и батончики-мутанты. Кажется, что блогеры просто помешались на гигантской еде. Кто-то готовит ее сам. Например, турецкий шеф-повар Бурак Оздемир прославился своими огромными кебабами, бургерами, пиццей. В итоге он стал самым богатым тиктокером в мире, заработав 11 миллионов долларов.

Другие с удовольствием собирают лайки и просмотры, не готовя, а просто рассказывая о таких диковинах. Популярный блогер Макс Брандт однажды полетел в Берлин, чтобы попробовать кингконг-бургер за 18 тысяч рублей. Весит он почти 8 килограммов, в нем более 10 котлет. Высота — около 60 сантиметров.

Макс Брандт, блогер: «Чаще всего это просто аттракцион. Это эксперимент визуальный. Это есть всегда неудобно. Не всегда это вкусно из-за баланса. Как это есть? Резать ножом? Глупо есть так бургер. Рот пытаться порвать? Тоже сложно».

В TikTok московского ресторана появился ролик огромного чебурека. Заведение решило так привлечь клиентов. И ему это удалось. За пару дней видео набрало 4 миллиона просмотров. И у входа в ресторан несколько дней стояла очередь.

Новая ресторанная мода, скорее всего, пошла от той гигантской еды, которую готовили и готовят разово для попадания во всевозможные книги рекордов и для рекламы. Вот лишь несколько примеров. Пару лет назад в Москве сварили варенье из роз в самой большой кастрюле (от одного из производителей посуды) на 4500 литров. А в Измайловском кремле в 2019 году при поддержке изготовителей овощей приготовили рекордную порцию борща: 30 поваров несколько часов варили 300 литров супа по рецепту XIX века. Гости съели все до капли.

В подобной гигантомании есть своя философия. По крайней мере, совладелец ресторанов грузинской кухни Теймураз Талли говорит, что большие блюда, которые делятся на всех, помогают сближению людей в наш век цифрового одиночества. В его заведении подают хачапури весом 2 килограмма и так называемые беременные хинкали, где внутри спрятано еще целых пять штук.

Врачи-психотерапевты в один голос твердят, что большие, красивые порции — это услада для мозга. Вероятно, именно поэтому в Интернете стал так популярен «мукбанк» — жанр видеороликов, в которых блогеры обильно едят на камеру. Они просто жуют, чаще всего молча, но количества потрясают. Например, блогер из Кореи Дива за один эфир может съесть 12 говяжьих котлет, 12 яичниц и запить все тремя чашками супа.

У детей и подростков, а также просто нестойких людей подобные ролики могут спровоцировать обжорство, вплоть до серьезных расстройств пищевого поведения. И, конечно, есть у моды на большие порции еще одна темная сторона: значительная часть такой еды не съедается (это невозможно физически), и она идет в помойку.

Власти Китая недавно даже приняли закон о борьбе с пищевым расточительством. Одна из мер — штрафы для посетителей, которые заказывают слишком много и не доедают. О случаях применения, правда, пока не сообщалось. Ставку также сделали на кампанию под названием «Чистая тарелка». То есть в Китае пытаются ввести новую старую моду — брать только то, что точно съешь. В эпоху могущества соцсетей звучит не очень конкурентоспособно. Но каждый волен выбирать, на какой он стороне в этой битве.

Читайте также