Айрат Шавалиев — о женском 2011-м

08.01.2012, 20:54

Видео программы «Сегодня»

Корреспондент НТВ отслеживал драму Юлии Тимошенко, увидел, как во Львове в День Победы надругались над ветеранами и выслушал плач украинской медсестры по убитому ливийскому диктатору Каддафи.

В эти дни во всем мире продолжают подводить итоги ушедшего года, пытаясь зафиксировать для истории его главные события. Наблюдавшие за многими из них корреспонденты НТВ по традиции составили свою картину 2011-го, основанную на личных переживаниях, достижениях и самых ярких впечатлениях.

Сегодня мы показываем очередной репортаж из серии «Мой 2011-й». О том, каким он был для Айрата Шавалиева.

В 2011-м наша съемочная группа отличалась редким постоянством. Практически весь год мы провели с одной-единственной украинской женщиной. Когда Юлии Тимошенко предъявили обвинение, никто не верил, что ее арестуют. Думали: поунижают и отпустят. Но вот спустя месяц ОМОН разгоняет толпу на Крещатике, расчищая путь для автозака, внутри которого — бывший премьер-министр страны.

Когда Тимошенко арестовали, никто не верил, что ей дадут реальный срок, думали, что осудят условно. Но вот судья Киреев зачитывает свой приговор: семь лет тюремного заключения.

Судья: «Суд постановил: Тимошенко Юлию Владимировну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 365 часть 3 Криминального кодекса Украины и назначить ей наказание в виде семи лет лишения свободы».

Когда прозвучал приговор, никто не верил, что Тимошенко сядет по-настоящему. Думали, что амнистируют. Но в последний рабочий день 2011-го торопливо, словно пытаясь оставить Тимошенко в уходящем году, этапировали в Харьковскую женскую колонию, где наша съемочная группа побывала за несколько месяцев до знаменитой арестантки.

В канун Нового года сбылась чья-то заветная мечта. Самая известная женщина страны, бывший премьер-министр и вообще символ Украины отныне и на семь лет просто ЗК — заключенная Тимошенко.

В минувшем году фиаско случилось еще с одной украинской женщиной. Медсестра Оксана Балинская похоронила своего легендарного пациента, а вместе с ним и свои мечты на благополучную жизнь.

Оксана Балинская: «Такой шок. Во-первых, я не ожидала этого. Абсолютно этого не ожидала, что вот такая смерть будет, что его растерзают. Вообще, конечно, хладнокровная такая смерть, конечно, не дай Боже, вообще никому такой смерти».

Она увидела по телевизору растерзанное тело, которое лечила несколько лет.

Медсестру Оксану Муаммар Каддафи выбрал лично во время своего визита в Киев. В Триполи она брала у полковника кровь и принимала от него подарки. К примеру, золотые часы с сапфирами и с портретом ливийского лидера.

Оксана Балинская: «Дарились докторам, раз в год, по-моему, не буду говорить точно, машины. Хорошие машины, BMW, Toyota Camry, Avalon. Но мне не дарили».

Мы застали Оксану в украинском селе под названием Могильное, где она вспоминает доброту «черного полковника» и надеется, что новые ливийские власти унаследуют страсть Каддафи к украинским целительницам.

В минувшем году во Львове День Победы превратился в день невиданного унижения человеческого достоинства. Львовские власти запретили празднование 9 мая. Мемориал Победы от стариков обороняли ряды ОМОНовцев. Нашлись у милиции и добровольные помощники — несколько сотен подростков-националистов.

Экстремисты окружили Холм Славы, осыпали ветеранов бранью, срывали с них георгиевские ленточки и били тех, кто сопротивлялся. Хулиганство превратилось в масштабное побоище после того, как к мемориалу приехали представители русских партий из Крыма. В этот День Победы дым над городом рассеялся только к утру, а осадок остался навсегда.

В 2011-м в Киеве был совершен беспрецедентно дерзкий побег. Столичный зоопарк пыталась покинуть значительная часть его обитателей. Дикая лисица, восемь дикобразов и семеро сурков одновременно решили: свобода или смерть. И каждый выбрал свой путь на свободу. Лиса рыла ночами подкоп, дикобразы нашли дырку, а самыми хитрыми оказались сурки. Они прогрызли сетку в полу, а заметив погоню, ушли в глубокое подполье.

Еще раньше в зоопарке умер слон, и пропала без вести лошадь Пржевальского. Все вместе дало оппозиции повод провести параллель между нравами в зверинце и политическим климатом в стране.

В минувшем году любимое журналистами женское движение FEMEN вышло на международный уровень и тут же об этом пожалело. Смелые и обнаженные в Москве они поддержали оппозиционеров, в Риме проводили Сильвио Берлускони, а в Минске решили примерить на себя роль Александра Лукашенко.

Через сутки их избитыми, обритыми наголо и испачканными зеленкой нашли в деревне под Гомелем.

Участница движения FEMEN: «Нас заставляли, угрожая убить, снимать верхнюю часть одежды, нижнюю часть одежды, нас били. Над нами издевались».

В Киеве девушки первым делом заявили, что они обязательно вернутся в Минск, чтобы грудью встать на защиту белорусской демократии.

Это был мой 2011 год, у которого оказалось женское лицо, а временами и женское тело.