Сергей Морозов показал свою картину 2011-го

05.01.2012, 20:46

Видео программы «Сегодня»

Корреспонденту НТВ Сергею Морозову в 2011 году запомнился митинг на Болотной, победа исламистов в Египте и зигзаги удачи Михаила Прохорова.

В эти дни во всем мире продолжают подводить итоги ушедшего года, пытаясь зафиксировать для истории его главные события. Наблюдавшие за многими из них корреспонденты НТВ по традиции составили свою картину 2011-го, основанную на личных переживаниях, достижениях и самых ярких впечатлениях.

Сегодня — очередной репортаж из серии «Мой 2011-й» — о том, каким он был для Сергея Морозова.

Я начну с декабря с митинга «За честные выборы» на Болотной площади. Очень живая работа. Мы со съемочной группой периодически тонули в толпе и теряли друг друга. Демонстранты кричали нам: «Вы — сурковская пропаганда!» и «Телевидение! Будь честным!» А потом пытались влезть в автобус, откуда мы перегоняли материал. В общем, было весело, задорно.

Я и сам ходил на митинги 1980-х. Тогда сотни тысяч выходили на улицы без всякого Интернета, а телевидение говорило об этих акциях или плохо, или ничего. Так что подробности можно было узнать из какого-нибудь «Радио Свобода». Так вот, многие из тех, кто вышел в декабре, протестовали впервые. В 1990-е они ходили в школу или в детский сад. А теперь совершенно другая среда — фотографии и комментарии появлялись в Интернете мгновенно, задолго до того, как об этом рассказало телевидение.

Весной этого года, через две недели после свержения президента Мубарака, я делал репортаж с площади Тахрир в Каире. Город жил в эйфории свободы. Все портреты свергнутого лидера были сняты, все его имена вычищены с карты метро, с уличных указателей. На площади собирались победители. И среди них тихими колоннами ходили исламисты. На вид их было немного. Наш гид уверял, что их-то на выборах особенно и не поддержат. Оказалось, не совсем так. Протестовать на улицы выходили одни, а победа досталась другим — исламистам.

Как раз в те дни мы видели, как растет восстание в Ливии, и как ливийцы со всего мира объединяются через Интернет, чтобы помогать восставшим. Это необыкновенное ощущение. Прямо на моих глазах происходило то, о чем говорили школьные учебники — количество Интернета перешло в качество. Ничего не скроешь. Все все мгновенно узнают. И идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами.

Кстати, в России протестные настроения начались в культуре. Вот за кем надо следить получше! Уже летом творческие коллективы добились свержения авторитарных руководителей. После скандала с актерами Таганки ушел бескомпромиссный режиссер Юрий Любимов http://www.ntv.ru/novosti/232308/. И мне запомнилось то, что он говорил о своей труппе.

Юрий Любимов, театральный режиссер: «Коллектив — это стадо, как сказал Александр Сергеевич. К чему стадам дары природы? Их надо резать или стричь».

А музыканты Госоркестра добились отставки дирижера Марка Горенштейна.

Марк Горенштейн, дирижер: «Они меня умоляли, чтобы я их туда взял, просто умоляли. Некоторые — на коленях, извините. Ну, не в полном смысле, не стояли на коленях».

Но по-человечески более удивительной стала история бизнесмена Михаила Прохорова. Я был свидетелем того, как партия «Правое дело» сначала отдалась ему без остатка.

Борис Надеждин, федеральный совет партии «Правое дело»: «Проще говоря, он — царь, отец, бог и воинский начальник».

А три месяца спустя так же без тени сомнения дала от ворот поворот.

Андрей Дунаев, и. о. председателя партии «Правое дело»: «Я предлагаю сейчас же проголосовать за отстранение Михаила Дмитриевича Прохорова — тем более что сегодня он так и не появился перед нами — с поста лидера партии».

Надо сказать, что партийцам этот поворот сознания дался нелегко. Они выглядели несколько ошарашенными. Но какой зигзаг пережил сам Михаил Прохоров?! В тот же день он раскритиковал в пух и прах действующую политсистему, а всего через полтора месяца выдвинулся и, что более важно, был принят Центризбиркомом в качестве кандидата в президенты.

Михаил Прохоров, бизнесмен: «Я бы изменил структуру политической системы страны».

Не могу не вспомнить и поездке в город Вельск, где суд рассматривал освобождать ли условно-досрочно бывшего главу МЕНАТЕП Платона Лебедева. Юг Архангельской области, Важский край, оппозиционные традиции. Здесь выходит чуть ли неединственная в области газета оппозиции. И в зале суда — подробности лагерной жизни.

Заключенный Лебедев поделился курицей — нарушение. Курил в зоне построения. Утратил тюремную форму. В общем, не встал на путь исправления. Создавалось ощущение, что Лебедев попал в особый мир, где несоблюдение правил пожарной безопасности и неучастие в самодеятельности могут стоить нескольких лет заключения.

Николай Распопов, судья: «Суд постановил: в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания Лебедева Платона Леонидовича отказать».

И минувшим летом мы снимали в усадьбе Архангельское, где Минобороны распродает земли, входящие в охранную зону усадьбы. Внушительные заборы свежепостроенных коттеджей говорили о том, что здесь обосновались серьезные люди. Вскоре после нашего репортажа министерство продало с аукциона не один участок, где, вроде, собираются строить супер-маркет стройматериалов.

Защитники магазина говорят, что он здесь очень пригодится. А защитники усадьбы — что, чем меньше заборов, тем шире перспектива. Кто победит в этом споре, узнаем уже в новом году.