Юрию Григоровичу — 85!

02.01.2012, 10:50

Видео программы «Сегодня»

Балетмейстеру Юрию Григоровичу исполняется 85 лет. Более 40 из них с небольшими перерывами он работает в Большом театре.

Григорович — создатель 16 оригинальных постановок, по которым русский балет знают во всем мире. Среди них «Каменный цветок», «Спартак», «Иван Грозный» и многие другие. Как выяснила корреспондент НТВ Анастасия Литвинова, его балет «Спящая красавица» стал первым на исторической сцене главного театра страны, когда та открылась после реставрации.

Гениальный хореограф с плохим характером — так про Юрия Григоровича говорят и друзья, и недруги. Но первый раз эти слова написал композитор Арам Хачатурян, когда отдавал балетмейстеру программку в день премьеры балета «Спартак». Говорят, в 85 Григорович уже не так суров, как раньше, но его репетиции по-прежнему не место для дискуссий.

Юрий Григорович, народный артист России: «Дисциплина нужна прежде всего, без этого не обойтись. Если расхлябанный коллектив, который не знает, что он делает и для чего, это никуда не годится».

Николай Цискаридзе стал для Юрия Григоровича лебединой песней. Именно он сделал выпускника театральной школы принцем балетной сцены, отдав главную партию в «Лебедином озере». Но для самого маэстро это были последние годы работы в статусе главного балетмейстера.

Николай Цискраидзе, народный артист России: «При нем здесь была армейская дисциплина. Сейчас, например, нет ни одного артиста, кого возможно заставить перестоять дольше, чем это можно, потому что нет уважения к руководству вообще никакого. А тогда мы могли сидеть до трех ночи только из уважения».

Юрий Григорович пришел в большой театр из Мариинского в 1964 году и был здесь главным больше 30 лет. С его именем связаны все громкие премьеры и скандалы. Он поставил 16 спектаклей, все они имели огромный успех. Это «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта». А билеты на балет «Спартак» и вовсе использовали как валюту, в обмен на них можно было получить визит к известному врачу или еще что-нибудь дефицитное. Критики говорили, что в его хореографии живет настоящая поэзия.

Правда, к 90-м Григоровича стали называть уже не новатором, а диктатором, начали обвинять, в том, что он сделал Большой театром одного балетмейстера, не признает современные постановки сам и не разрешает их ставить других. На это у него до сих один ответ.

Юрий Григорович: «Я рад, что „Спартак“ идет у меня, что на него покупают билеты. А как еще оправдать спектакль, плохой он, новый или старый? На него покупают билеты, на него приходят зрители. Если вам не нравится, ходите на другой».

Он уволил из театра всех звезд первой величины и своих главных критиков — Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Мариса Лиепу, Майю Плисецкую. Примам и премьерам на тот момент было уже за 40, возраст по балетным меркам пенсионный. Григорович объяснил это просто: долго танцевать можно, а вот смотреть на это уже нельзя.

Михаил Лавровский, народный артист России: «Разгорелось пламя неожиданно, сейчас даже трудно сказать из-за чего. Столкнулись интересы его и наши, нам пришлось уйти».

Григорович тоже ушел, вернее, уехал в провинцию, создал в Краснодаре балетную труппу и доказал, что хорошему танцору ничего не мешает. Он ушел из Большого со скандалом, но уже через несколько лет в репертуаре на январь значились «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Юрий Григорович: «Я все время работал, потому что это интересно. Я не занимаюсь политикой, потому что меня это не интересует, историей не занимаюсь, фотографией. Я занимаюсь балетом! Это меня интересует!»

«Спящую красавицу» он разбудил в последних числах декабря, восстановил свою же постановку 1963 года, потом обновил «Щелкунчика», в планах также «Иван Грозный» и никакой пенсии.

Читайте также