Успехи и неудачи культурного Петербурга

30.12.2011, 21:47

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Новогодний праздник в Северной столице финансируется из бюджета в последний раз. Корреспондент НТВ узнал у бывших председателей комитета по культуре, какие вопросы им приходилось решать на этом посту.

Петербург готов к новогодней ночи. Развлекательные программы будут на Малой Садовой улице, у Гостиного двора и на Малой Конюшенной. С 11 вечера и до 4 утра Петербург будут развлекать артисты со всего постсоветского пространства: от узбекской группы «Уч-кудук» и «Верасов» до ансамбля Afro Band.

Впервые в России на стрелке Васильевского острова представят высокие технологии XXI века. 3D-проекция на историческое здание Биржи превратит сценическое пространство в новогоднюю страну чудес. Видео-мэппинг изменит внешний вид здания до неузнаваемости.

Здесь будет не только новогодняя сказка, но и архитектурные строения разных стран мира, которые станут неотъемлемой частью городского пейзажа. Колонны Биржи превратятся в хвойный лес, мировой океан и бесконечный космос. Мимо пройдут парусники, пролетят космические корабли и пройдут караваны пустыни. Апофеозом торжеств станет лазерное и световое шоу с фейерверком в финале.

В последний раз праздник финансируется из городского бюджета. В этом году он обойдется в 109 миллионов рублей: 52 выделено на новогодние гуляния, а 57 — на организацию традиционных городских елок. Это последние траты города на Новый год по схеме субсидий, которые остались со времен Аллы Маниловой и Антона Губанкова.

Отныне за петербургские праздники будут платить бизнесмены. А отвечать за их проведение поручено Дмитрию Месхиеву, профессиональному киношнику. Именно его поставили на пост руководителя петербургской культуры. Теперь Месхиеву придется решать, в основном, финансовые вопросы.

Над какими проблемами думали предшественники нынешнего председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, знает корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

У комитета по культуре, куда теперь перебрался Дмитрий Месхиев, в ведении находится огромное количество учреждений культуры, но отнюдь не все, которые есть в городе. Так, например, в Петербурге сейчас работает 79 театров.

Но из них пять в федеральном подчинении, а еще 50 просто-напросто негосударственные. Так что председатель комитета по культуре отнюдь не всесильная фигура. Причем даже когда речь идет о подведомственных ему организациях.

Это в 90-е председатель комитета по культуре одновременно и вице-мэр города. Владимир Яковлев — его еще тогда называли Яковлев-маленький. Уже давно сменив место председателя в комитете по культуре на место декана в университете культуры, он рассказывает, что одних полномочий было явно недостаточно.

Владимир Яковлев, председатель комитета по культуре в 1993 — 2000 гг.: «Ничего не было. Даже в 1998 году, когда я занимался организацией похорон Николая II, в городе не нашлось девяти одинаковых похоронных автобусов и автобусов сопровождения. Из Нижнего Новгорода нам слали эти газельки. В городе не было таких машин. Так же, как и ковровой дорожки — от трапа самолета до этих газелек».

Те, кто сменит его, будут отмечать, что Яковлеву чудом удалось сохранить все детские художественные школы и не растерять кадры. Он сам говорит, что приоритетами были дети, памятники и библиотеки. Как ни странно, особое внимание библиотекам уделяли почти все руководители комитета.

Зоя Чалова, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского: «Если вы сейчас спросите у директоров библиотек, которые собрались в соседнем помещении, ни слова слез, нытья вы не услышите. Это всех удивляет».

Период до незадолго до и после празднования 300-летия ознаменовался тем, что пост председателя быстро сменяли Евгений Колчин, Ольга Иванова, Надежда Кущенкова. Самый яркий след оставил Евгений Колчин, который запомнился тем, что создавал экспертные комиссии, определявшие значимость того или иного культурного проекта, стремясь к прозрачности бюджета, а также тем, что долго конфликтовал с руководством зоопарка, и как-то запретил показывать в кинотеатре «Аврора» фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли».

Евгений Колчин, председатель комитета по культуре в 2000–2002 гг. : «Есть что-то, что делать западло. Публичный показ фильмов Лени Рифеншталь — это в Питере западло, оскорбительно для памяти ленинградцев, всех, кто участвовал в войне, и вообще для всех русских людей».

Сегодня подавляющее большинство кинотеатров находятся в частных руках, только восемь — в ведении комитета. Развал киносети связывали с именем другого председателя Николая Бурова, но большинство закрытых в его время кинотеатров уже на самом деле не работали и до того. Нелестных отзывов кинематографистов удостоился в свое время и Антон Губанков, при котором принимали закон о том, что разрешение на съемки в городе нужно получать за 45 дней.

Юрий Мамин, режиссер: «Там была написана абсолютная глупость. Причем не советовались ни с кем из кинематографистов. Это было сделано келейно, внутри и носило, наверное, стяжательский характер. Это возможность чего-то пощипать с кинематографистов».

Режиссер Юрий Мамин уверен, что люди, которые стремятся к посту председателя комитета, ищут, прежде всего, комфорта и личных выгод. Николай Буров, который не стремился к должности, но все же занимал ее больше трех лет, не скрывает, что он жадный, но выгоды для себя не искал.

Николай Буров, председатель комитета по культуре в 2005 — 2008 гг.: «Я человек жадный. Мне жалко выбрасывать в воздух брызгами, совершенно чудным фейерверком, который длится даже полчаса. Наверное, надо выбрасывать, но каждый выстрел всегда отзывался: „Ой, рояль улетел! Ой, еще один рояль улетел!“ Жадный я человек в этом плане».

При Николае Бурове бюджет комитета увеличился в три раза. Он занялся решением хозяйственных проблем и реконструкцией старых зданий, но в то же время его правление запомнилось очень многим благодаря лозунгу «Буров, убей себя ап сцену», который появился после того, как глава комитета начал проводить в жизнь так называемый театральный эксперимент. В трех театрах, оставив бюджет, сократили десять процентов сотрудников, а с остальными заключили договоры.

Николай Буров, председатель комитета по культуре в 2005 — 2008 гг.: «Мне кажется, правильным был ход на то, чтобы выйти на понятие госзадания. То есть платить не потому, что ты существуешь, а платить за то, что ты что-то делаешь».

В театрах, впрочем, с ним спорили и продолжают спорить, говоря, что на голую ставку в три-четыре тысячи рублей все равно не прожить и что театр — это не режимное предприятие.

Иван Стависский, режиссер: «Если говорить о театре-доме, чисто русском изобретении, то существует семья. В разные периоды жизнедеятельности этой семьи члены этой семьи приносят заработок в общий котел. Но если кто-то один или двое из десяти приносят заработок, то остальные не должны быть изгнаны на улицу, не должны».

Вопрос с театрами в городе — едва ли не самый болезненный. У очень многих уже известных трупп до сих пор нет своей площадки, а у комитета нет полномочий, чтобы помогать негосударственным театрам.

Евгений Журавин, заместитель директора театра «За Черной речкой»: «Мы практически не общались с комитетом по культуре. Несмотря на то, что когда был Буров, он очень хорошо относился к нашему театру. Он говорил: „Даже я при всех своих возможностях не могу вас сделать государственным театром“. Мы подавали документы и т.д. Нет денег».

Кто бы ни пришел на пост председателя, вопрос денег, похоже, будет оставаться главным. Должны ли учреждения культуры зарабатывать сами и до какой степени их нужно дотировать. Эта дискуссия становится с каждым годом все более актуальной, а, учитывая конфликт вокруг «Ленфильма», споры вряд ли утихнут и при новом руководителе комитета Дмитрии Месхиеве.

Читайте также