Автомобильный радиатор должен быть открыт всем ветрам, но на него летят грязь, насекомые и камни. Но многие водители не хотят ставить сетки даже после того, как поймают камень в радиатор.
Новый радиатор стоит около 20 тысяч, плюс 2 тысячи рублей за работу ремонтного сервиса. Программа «Главная дорога» купила одну готовую нештатную решетку для машины и два вида универсальных сеток с разными ячейками, которые вырезать по форме нужно самим. Если от них польза?
Для эксперимента взяли мортиру, щебенку и песок и посмотрели, как воздух проходит через решетку с защитой и без. Закрепили лист пенополистирола вместо радиатора. Перед ним бампер, в который устанавливаются сетки. Сила выстрела сравнима с встречным камнем, который влетает на скорости 100 километров в час.
Без дополнительной защиты почти вся грязь прорвалась через штатную решетку, туда даже попали несколько камней. Радиатору не поздоровится. Если установить сетку за бампером перед пеноплексом, часть грязи останется в сетках, как и большая часть камней прорвались лишь несколько мелких. А самая дорогая решетка с мелкими ячейками не пропустила ни одного камушка. Но стало дымить.
Участники эксперимента продули штатную решетку и решетку с сетками, зафиксировали на скоростную камеру изменение завихрений. Через штатную решетку дым проходит почти без завихрений, а после всех защитных сеток ровная струя превращается в хаотичный вихрь. Получается турбулентность. Если поток завихряется, радиатор хуже отдает тепло. Чтобы улучшить охлаждение, конструкторы пытаются сделать потоки равномерными.
Андрей Васильев, директор центра технической экспертизы ФГУП НАМИ: «Дополнительные решетки перед радиатором служат причиной возникновения турбулентности. Чем меньше ячейка сетки, тем больше турбулентность».
Чтобы понять, как влияют сетки на охлаждение, нужно подключиться к бортовому компьютеру и следить за давлением в системе кондиционирования, температурой охлаждающей жидкости и воздуха на впуске. Судя по приборам, температура в норме, идет охлаждение, но по телеметрии не все так просто.
Машину гоняли по треку с максимально возможной скоростью сначала без защитных сеток, потом с каждой решеткой отдельно. Каждый заезд длился полчаса. Максимальная температура антифриза без защиты была 91,5 градуса, а с защитными решетками она выросла почти на 20 градусов.
Хуже всех «дышалось» двигателю с самой надежной защитой, где самая маленькая ячейка. Температура подскочила до 111 градусов. При этом по термометру на приборной панели температура никогда не поднималась даже до 90 градусов.
Андрей Васильев: «Даже незначительный постоянный перегрев, безусловно, на эксплуатационные характеристики транспортного средства повлияет».
Большой камень можно ждать всю жизнь, а двигатель при защите перегревается постоянно, и, вероятно, это происходит от грязи. Нужно мыть его чаще или поставить сеточку, тогда ни грязь, ни камни не страшны.
Читайте также
- Как избежать гидроудара и сохранить сухим двигатель автомобиля
- Угарный газ коварен: правила безопасного прогрева машины в гараже
- Присадки, спирт, ацетон: как избавиться от воды в бензобаке
- Система удержания машины в полосе: главные ловушки для водителя
- Менять пружины или щетки: как не разориться на ремонте дворников
- Разводы на стекле: почему незамерзайка не справляется со своей задачей