Ветеран Великой Отечественной из ДНР рассказал, как пережил две войны

09.05.2021, 19:56

Видеосюжет: Алексей Поляков
Видео программы «Сегодня»

Ветеран Алексей Кужильный — последний оставшийся в живых участник «трофейного батальона» Парада Победы 1945 года, последний из тех, кто бросал фашистские знамена к мавзолею. На десятом десятке лет ему пришлось снова пережить бомбежки и обстрелы в родной Ясиноватой. Удивительная история его жизни и спасения от смерти — в репортаже Алексея Полякова.

Алексей Николаевич ушел на войну в 1941 году, воевал на Северном Кавказе и Кубани. Был одним из тех, кто в составе особого батальона на первом Параде Победы бросал к Мавзолею фашистские флаги. И никогда не думал, что спустя много лет рядом с ним вновь начнут разрываться снаряды, линию фронта станут называть линией разграничения и ему придется, спасаясь от бомбежек, бежать в подвал. На ту войну Алексей Кужильный ушел добровольцем в 16, сейчас ему 96.

Он был уверен, что война для него закончилась. А оказалось, это была только первая его война. Войну он начал в сентябре 1941 года под Донецком. Потом были Ростов, Северный Кавказ, Кубань. Были отступления и прорывы. Было чудесное спасение во время бомбежки.

Алексей Кужильный: «И я глянул вверх, а он уже пикирует. Слышно, как свистит по ту сторону. А потом прекратился свист, а взрыва нет. Бомба не взорвалась. Вот от меня она ну, может быть, метра два была».

Уже после победы его пытался убить туберкулез. Открытая форма. Но он вылечился и выжил. Вернулся в Донбасс, устроился на железную дорогу. А потом прошло много лет. И однажды война, о которой мы знаем из книг, сменилась войной, которую мы видим по телевизору.

В 2014 году дочь и зять на целых пять дней потеряли связь с Алексеем Николаевичем. Пять дней оглушительной тишины под разрывы снарядов. Съездить и проведать было невозможно: везде блокпосты. Владимир Радин, зять Алексея Кужильного, рассказал, что в какой-то момент раздался звонок. Алексей Николаевич рассказал, что пошел пешком на вокзал, по рельсам.

Владимир Радин: «Там сел на троллейбус, он ходил, троллейбус. И приехал туда, и я его забрал. Он небритый весь такой. И это все, пока еще обстрелы шли».

Старая закалка не позволила и долго отсиживаться в семейной «эвакуации» у родственников в Одессе. Еще не закончились обстрелы, а он уже вернулся в родную Ясиноватую. Вместо стихов для правнуков он учит наизусть расположение ближайшего убежища. А главный тост на посиделках в его дворе — за мир.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также