Сдать непростой экзамен готовится правительство Латвии. В качестве экзаменационной комиссии выступает Европейский суд по правам человека. Вопросов меньше десятка, но каждый из них более чем неудобный. Все вопросы касаются скандальной реформы образования, которая вымывает из школ русский язык. То, что темой занялся ЕСПЧ, причем в достаточно сжатые сроки, говорит о том, что теперь Рига не сможет просто отмахнуться от тысяч собственных граждан, свободу которых ущемляет.
Больше 15 лет в Латвии продолжается борьба за образование на русском языке. Лишь недавно защитники русских школ получили возможность обратиться в Европейский суд по правам человека. Согласно процедуре, сначала требовалось пройти множество судов на местном уровне, это заняло длительное время. Конечно, вынесенные вердикты были не в пользу образования на русском. Возможность обратиться в Страсбург напрямую сразу принесла обнадеживающий результат.
Европейский суд по правам человека обязал Ригу ответить в том числе на такие вопросы: как власти Латвии интерпретируют Конвенцию по правам человека, гарантирует ли она получение образования на негосударственном языке, лишены ли заявители права на образование, гарантированное конвенцией? Всего таких, неприятных для местного правительства вопросов 8, ответить на них надо до 7 июля. Другими словами, Европа поставила латвийских политиков перед фактом: рано или поздно, но объясняться все равно придется.
Мирослав Митрофанов, лидер «Русского союза Латвии»: «Государство не стало общаться с родителями, учителями, директорами. Вы обязаны, потому что большинство депутатов Сейма вот так решило. Вы никто, мы не будем обсуждать эти вещи, нас больше, мы так решили».
Многотысячные акции протеста, проходившие в Риге, не убедили латвийских политиков пойти на диалог с недовольными родителями. Тогда и было решено идти другим путем, по судебной лестнице, верхнюю ступеньку которой Европейский суд по правам человека буквально засыпали исками. Их было подано сразу около 200. Такое нечасто случается. По всей видимости, поэтому Страсбург отреагировал незамедлительно, хотя обычно рассмотрение жалоб в этой крайне забюрократизированной инстанции занимает долгие годы.
Инна Дьери: «Это непосредственно сама жалоба достаточно толстая, тут описано дело моего ребенка, как он подготавливался к школе, как учился, в каких школах мы учились, а это были русские школы».
Как это часто бывает, политики объясняют языковую реформу заботой о самих русских школьниках, чтобы они латышский язык хорошо знали по окончании школы и могли устроиться в жизни. Но результат получился совершенно обратный. За 2 года, прошедших после школьной реформы, традиционно высокий уровень местного русского среднего образования упал. Дальнейшее поступление в вуз для многих стало проблемой, отмечает учитель русского языка Александр Филей.
Александр Филей, учитель русского языка: «Всегда, во все времена ребенок должен учиться на родном языке. Любой
«Русский союз Латвии» считает принятие жалоб к рассмотрению в Страсбурге первой настоящей победой. Она обозначила начало очередного витка борьбы за возможность вернуть русский язык в русские школы. Теперь уже совершенно ясно: латвийским властям, чтобы не получить «неуд» от ЕСПЧ, придется налаживать диалог и считаться с жителями своей собственной страны.
Читайте также
- Петербургский университет открыл
онлайн-школу для детей, лишенных в Латвии русского языка - Более 5 тысяч человек вышли на марш в Риге в защиту русских школ
- В Латвии на защиту русских школ вышли более 3 тысяч человек
- Сейм Латвии принял закон об отмене русского языка в школах
- Правительство Латвии поддержало отмену русского языка в школах
- «Лингвистический геноцид»: бизнес и школы в Латвии готовятся к запрету русского языка