Негостеприимной оказалась обычно хлебосольная Грузия для журналиста Владимира Познера. Прилетев в Тбилиси отметить свой 87-й день рождения, он не смог не только сесть за грузинский стол с друзьями, но даже толком поселиться в гостиницу.
Радикалы из партии Саакашвили атаковали телеведущего и его гостей, заставив в срочном порядке улететь из Грузии. Разгневанных граждан Грузии не смутило даже то, что в страну Познер въехал как гражданин США.
Ираклий Гарибашвили, премьер-министр Грузии: «К Владимиру Познеру у грузинских властей нет претензий в нарушении закона об оккупированных территориях. Он часто посещает Грузию с американским паспортом, это был его очередной личный визит. У него и его друзей были так называемые ковид-паспорта и отрицательный результат ПЦР-теста. Что касается собрания гостей в одном из заведений, нарушающего карантин, это, конечно же, неприемлемо, участникам выписан штраф».
Копию квитанции штрафа в 2000 лари (примерно 600 долларов) опубликовали на сайте МВД Грузии. В ведомстве уточнили, что Познер был оштрафован именно за нарушение карантинных правил, поскольку в Грузии сейчас локдаун и массовые вечеринки под запретом.
В целом ночной инцидент в Тбилиси заставляет вспомнить эпизод 2019 года, который привел к обострению в отношениях с Москвой и сокращению турпотока. Тогда беспорядки вспыхнули во время проведения Межпарламентской ассамблеи православия. Во время заседания в кресле спикера в какой-то момент оказался депутат Госдумы России Сергей Гаврилов, и именно это оппозиция использовала как повод к началу штурма парламента и затяжным протестам. Тогда несколько дней продолжались стычки полиции с митингующими.
Есть ли что-то общее между кейсом Познера и случаем Гаврилова? Дело в том, что уже десять лет в Грузии идет политическое противостояние двух фигур партии «Единое национальное движдение» экс-президента Михаила Саакашвили и правящей коалиции «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили. Обострить ситуацию и перехватить политповестку партия Саакашвили пыталась в 2019-м тот самый случай с российским депутатом Гавриловым в грузинском парламенте. Волнения тогда возглавил один из лидеров партии Саакашивили Никанор Мелия. Тогда при новом премьер-министре Грузии Георгии Гахария против зачинщиков беспорядков возбудили уголовное дело. Мелия попал под условный арест, ему надели браслет и назначили денежный залог. После осенних парламентских выборов, когда партию Саакашвили под первым номером тянул известный актер Вахтанг Кикабидзе, оппозиция не согласилась с результатами голосования. Мелия нарушил условия домашнего ареста, сорвал браслет, и стал вопрос о его задержании, но Мелия забаррикадировался в офисе партии и не сдавался. Это привело к дополнительному витку кризиса. Популярный премьер Георгий Гахария ушел в отставку, а его место занял еще более жесткий критик Саакашвили министр обороны Ираклий Гарибашвили. И Мелия был отправлен в изолятор. Несколько дней назад, чтобы успокоить два противоборствующих лагеря, в Тбилиси приезжал посланник Евросоюза, но попытка примирить партии провалилась. И теперь сторонники Саакашвили решили пойти на новый виток и разыграть антироссийскую карту. При этом правящей коалиции это не на руку: она старается сохранить с Москвой сдержанно-нейтральные отношения, чтобы не получить ответный удар по экономике страны, как в 2019-м. Поэтому в Тбилиси ждали реакции Москвы на инцидент с Познером.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Первое. Мы решительно осуждаем агрессивные действия экстремистки настроенных националистов в отношении российских граждан. Второе. Мы видели заявления ПМ Грузии, которые судил эти действия. Мы приветствуем это. Третье. Мы признательны грузинским полицейским за то, что они обеспечили безопасность россиян. И наконец, в Грузии опасно для российских граждан, туда просто опасно ездить, это россияне должны четко понимать. И последнее. Конечно, поздравляем Познера с днем рождения. Лучше его встречать дома».
В этот раз дополнительных рестрикций со стороны Москвы в отношении Грузии, похоже, не будет, так как новый инцидент это, скорее, внутриполитическая борьба, в которую снова хотят втянуть внешних игроков.