Режиссер не верит в суеверия

21.12.2011, 21:50

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мариинском театре готовятся к премьере оперы «Сказки Гофмана» по произведению Оффенбаха. Известно, что Венский оперный театр сгорел после второго спектакля.

В Мариинском театре готовят масштабную постановку оперы «Сказки Гофмана». Режиссер — Василий Бархатов. Спектакль уже на стадии репетиций побил своеобразный рекорд. Только одних костюмов для главных персонажей и хора изготовили 240.

К этому произведению Оффенбаха театральные постановщики обращаются редко. Существует легенда, что опера приносит несчастье.

На самом же деле, секрет в другом. Одна из главных ролей — Сказочника Гофмана — входит в список самых сложных современных мужских партий. Кто исполнит ее? Интригу сохранят до премьеры.

Другие подробности в репортаже корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Марии Кононовой платье из третьего акта подошло как влитое, хотя выступать в нем будет солистка хора. Но художники-технологи всегда проверяют на себе удобство сложнейшего кроя.

Мария Кононова, художник-технолог мастерских Мариинского театра: «Лиф-утяжка формирует фигуру артисток. Там внутри, несмотря на основу, очень плотный лиф на крючках, который держит».

В этих сказочных костюмах мастера сочетали новые конструктивные методы со старыми как мир уловками портных. Точно также дизайнерские идеи разных эпох и стилей сошлись в одной постановке. Барочные шляпы, платья времен любовницы Бонапарта Жозефины или строгие мужские плащи 30–50-х годов ХХ века. Для каждого акта — свое оригинальное решение.

Татьяна Ястребова, художник-технолог мастерских Мариинского театра: «На сцене с Олимпией костюмы такие врачебно-физические с очками-гоглами. Это такой стиль панк, и постановщики уместно использовали здесь такое сумасшествие».

Некоторая доля сумасшествия для постановки «Сказок Гофмана», действительно, необходима. В этом году опера «Сказки Гофмана» отметила 130-летний юбилей. Премьера состоялась в Вене. Но судьба дальнейших постановок оказалась незавидной. Уже после второго спектакля театр сгорел полностью. С тех пор сложилось стойкое убеждение, что «Сказки Гофмана» приносят неудачу.

Однако в театре в приметы не верят. 11 лет назад в Мариинке уже ставили Гофмана. По мнению модного режиссера Василия Бархатова, название «Сказки Гофмана» сбивает зрителей с толку. Произведение это, на самом деле, абсолютно недетское. Бархатов сделал философский спектакль о жизни в соответствии с первоначальным замыслом автора произведения — француза Оффенбаха.

Василий Бархатов, режиссер-постановщик: «Первая любовь в жизни мужчины — это всегда бессмысленная кукла, которая очень красиво выглядит. Это всегда так. Потом ты разочаровываешься, понимаешь, что внутри у нее ничего нет. Вторая — это настоящая любовь, но она всегда умирает. И третья — это куртизанка, это попытка на дне, в алкогольном распаде найти и подменить страстью любовь».

Авторы новой постановки буквально воплощают на сцене мир Гофмана.

Зиновий Марголин, художник-постановщик: «Там есть дом, есть вид из окна. Действие происходит в одной-единственной квартире, в которой живет человек по фамилии Гофман. Странный и несчастный. И он из окна что-то видит. Он видит соседний дом. Там живет девушка, и он в нее влюбляется. Это история сочиненная. Мы придумали, как это могло произойти».

Оформление постановок этой оперы Оффенбаха всегда было фантасмагоричным. Произведение хорошо известно по одноименному фильму.

Декорации для постановки в Мариинском театре потребовали больших производственных затрат. Их делают в мастерских частями. Собирать будут за день до генеральной репетиции. Пока без декораций на последних прогонах Бархатов, вероятно, чтобы создать артистам нужную атмосферу, надел футболку-талисман с изображением черепа. Как считает режиссер, на удачу.

Читайте также