МЧС испепеляет панно взглядом

21.12.2011, 18:22

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Картины на тему русской истории, написанные на стенах 11-й гимназии Петербурга, не по нраву МЧС. Инспекторы считают холсты пожароопасными и требуют их убрать.

Петербургскую школу №11 на Васильевском острове поставили перед необходимостью сложного выбора. Следуя предписанию пожарного надзора, учреждение за два месяца должно определить судьбу уникального собрания полотен соцреализма. По мнению инспекции, картины, украшающие школу, являются чрезвычайно опасными.

Как выполнить предписание и сохранить шедевры, пытался понять корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Типовое здание из скучного серого кирпича. Гимназия №11 на Васильевском острове выглядит совершенно обычной школой. Даже не скажешь, что она обладает самой яркой коллекцией ленинградской послевоенной монументальной живописи. Это как раз тот случай, когда приобщиться к прекрасному ученикам сами стены помогают.

В рекреациях школы семь панно, иллюстрирующих события российской истории. От Новгородской Руси до победы в Великой Отечественной и первых пятилеток. Писать эти монументальные произведения начали в 1969-м специалисты Академии художеств под руководством профессора Андрея Мыльникова.

Ныне перечисление его регалий занимает полстраницы убористым шрифтом, а широкой публике его работы знакомы по мозаичным панно станций метро «Владимирская» и «Площадь Ленина». За 40 лет состояние произведений в школьных интерьерах ухудшилось. В некоторых местах картины отслоились от стен, и пожарный инспектор во время проверки обнаружил, что основой для панно послужил холст. А это — материал пожароопасный.

Никита Фомин, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ: «Тут есть бязь, наклеенная на штукатурную цементную стену. Хотя сверху она проклеена поливинилацетатной эмульсией, грунт ПВА, и темпера тоже ПВА. Абсолютно не горючие материалы. Можно провести аналогию с гипсокартонной стеной. На гипсовую основу тоже нанесен картон. Затем он закрашен поливинилацетатной эмульсией. И это считается нормальным».

Нахождение панно в образовательном учреждении всегда накладывало на произведения определенные ограничения. Но то, что противопожарный надзор потребует снять их со стен, шокировало администрацию гимназии и специалистов Академии художеств. Они как раз взялись за реставрацию. По их мнению, панно не представляют опасности, а вот их демонтаж опасен для сохранности уникальных картин.

Согласно экспертному заключению сотрудников Русского музея, холст насквозь пропитан негорючими материалами. Но, тем не менее, суд, состоявшийся в апреле, все равно закончился в пользу противопожарного надзора. Руководитель гимназии Вероника Сергеева конфликтовать с пожарными и дальше не намерена. Хотя панно дороги ей вдвойне: ведь она сама пошла в первый класс этой школы, когда произведения только начинали писать. Директор надеется исполнить предписание МЧС, не удаляя фрески.

Вероника Сергеева, директор гимназии №11 Санкт-Петербурга: «Мы ищем организацию, которая качественно проведет работу по обработке настенных панно огнеупорным составом, так чтобы фрески не пострадали».

Однако обработка панно химическим составом тоже непростое дело. Художники опасаются, что могут пострадать краски произведений. По идее, помочь сохранить живопись могло бы включение фресок в реестр объектов культурного наследия. Соответствующая рекомендация от межведомственной комиссии уже существует, но мешает то, что принадлежат панно школе.

Принять их на свой баланс согласна Академия художеств, но передача — долгий процесс. Пока даже не проведена оценка стоимости бесценных для гимназии и искусства произведений. А на решение вопроса с пожарной безопасностью времени остается все меньше.

Читайте также