Вертолетные деньги: как Байден решил утопить весь мир в инфляции

20.03.2021, 18:06

Видео программы «Центральное телевидение»

Вопрос, который волнует всех без исключения: что будет с ценами? Ведь на этой неделе в США началась беспрецедентная раздача свеженапечатанных денег. Первые счастливчики уже получили чек на 1400 долларов. Печатные станки работают с такой скоростью, будто хотят засыпать купюрами весь мир. И не для того, чтобы умилостивить какого-то страшного зверя, а наоборот — разбудить. Имя этого зверя — инфляция.

Продуктовая корзина в США подорожала за год всего на 73 цента. Никаким продуктовым кризисом там и не пахнет. Однако Байден все равно решает, что Америку опять надо опять спасать. Печатный станок работает. Свежая партия вертолетных денег уже в пути.

Что такое helicopter money или вертолетные деньги? Все началось с мысленного эксперимента лауреата Нобелевской премии по экономике Милтона Фридмана, который предложил представить волшебный вертолет, который будет летать над людьми и разбрасывать деньги. Казалось бы, вот оно счастье. Но именно тут общество и попадает в ловушку: деньги сыплются с неба, но товара больше не становится. Радостный потребитель бежит тратить, но так как тратить хотят все, цены тут же неизбежно начинают расти. Этим экспериментом с воображаемым вертолетом Фридман доказывал, что бесплатные деньги заставляют расти не экономику, а инфляцию.

Так почему же этот урок своего же светилы решили проигнорировать в Штатах?

Джастин Уркхарт, инвестиционный аналитик: «Инфляция становится серьезной проблемой, но пока не для тех, кто ее стимулирует. В первую очередь в глобальной системе страдают менее развитые страны, которые находятся в конце продовольственной цепочки».

Неужели этот рост цен запущен, как бумеранг, чтобы он пролетел по всему миру?

Джастин Уркхарт, инвестиционный аналитик: «С инфляцией либо стоимость вашего обеда становится выше, либо порция меньше. Но только не для американцев».

Однако порции для американцев тоже уменьшаются. Когда-то именно их компании придумали, как скрывать рост цен. Называется шринкфляцией. При ней многие товары усыхают прямо на глазах. Например, в упаковке, где еще недавно было 16 сосисок, оказывается 14. При этом стоит она как и раньше, поэтому массовый потребитель разницы не замечает. Но такое урезание — это еще полобмана. Британское издание Guardian выдает сенсационное разоблачение: почти половина рыбы, которую продают в Европе и Северной Америке — фальсификат. Под видом дорогой в магазинах и ресторанах подсовывают дешевку.

Самое любопытное, что пока гремят эти скандалы, а цены на продукты почти во всех странах растут, финские ученые презентуют шницель из воздуха — синтезируют белковую культуру буквально из ничего.

Паси Вайникка, гендиректор компании-производителя еды из воздуха: «Мы делаем инновационные продукты, и они должны получить официальное разрешение. В ЕС на это уходит около двух лет. Но может понадобиться и значительно меньше времени. Революция уже началась».

Если пищевая революция и правда случится, выиграют самые технологичные. Все факторы как будто бы уже сложились: пандемия, глобальный неурожай, рост цен, который теперь подпитывается вертолетными деньгами. Так что, если лет через десять вам разогреют котлету из воздуха, вы будете знать, кто и когда запустил этот бумеранг.

Читайте также