Человейники с квартирами-гробами: почему в России строят дома-ульи

13.03.2021, 16:26

Видео программы «Центральное телевидение»

Почему нынешнее поколение россиян обречено жить в гигантских неприспособленных для жизни человейниках? И почему доступная ипотека делает жилье еще более недоступным?

Россияне стали покупать квартиры размером с коридор и сдавать их. Риелторы утверждают: сейчас это самый ликвид.

Фирдаус Анохина, риелтор: «Люди решили инвестировать. Подтолкнуло их к этому безусловно то, что ставки стали понижаться».

Но почему рекордно низкие ставки по ипотеке не помогают тем, кому нужно решить свою жилищную проблему? И даже эти скромные метры достаются не им?

Фирдаус Анохина, риелтор: «Цены начали расти уже в пандемию. В результате получилась обратная картина: вроде льготная ипотека, но она стала менее доступна для людей».

В городе Кудрово в Ленинградской области хотели сделать уютно, по-европейски, но получилось как всегда. Пока люди, купившие золотые метры в ульях, мечтают, что им наконец построят детские сады, школы и поликлиники, по соседству уже возводят 20–30 этажные коробки. Судя по всему, необходимая для нормальной жизни инфраструктура — ничто по сравнению с аппетитами застройщиков.

Но к чему же приведет такое скопление самого бюджетного жилья? США после Второй мировой тоже делали ставку на микрорайоны. Средний класс там не задержался, в отличие от тех, для кого это был потолок. В итоге районы маргинализировались настолько, что вариантов не было: их стали сносить. Парадокс вот в чем: даже если бы наши застройщики захотели строить по-другому, ничего, кроме муравейников с пустырями, у них бы не получилось.

Так почему же у нас не могут строить, как в уютной Европе? Голландский архитектурный критик Барт Голдхоорн объясняет это оставшимися с советских времен нормативами.

Барт Голдхоорн, архитектурный критик: «Например, в России нельзя устраивать парковки очень близко к фасадам, как в Европе. Если застройщик покупает землю, до 40% этой площади он должен выделить на социальные нужды».

То есть любой европейский проект ждет следующее: дома раздвигаются, а потом, чтобы компенсировать затраты на землю, увеличивается этажность.

Барт Голдхоорн: «Вы можете пригласить зарубежных архитекторов и сказать „мы хотим построить что-то уютное“, но они будут подстраиваться под нормы, поэтому придется сделать все то же самое».

Но если нормы не меняют, значит, это кому-то нужно? Так неужели огромные дома с крохотными квартирами — это у нас надолго?

Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга строительной компании: «У нас не пойдет тренд на просторные квартиры, это стало экономически невыгодно».

Связанные новости

Читайте также