Как рождается спектакль: «Лендок» выпустил фильм-расследование о Станиславском

29.01.2021, 21:43

Видеосюжет: Павел Рыжков
Кадр из фильма : "Станиславский. Жажда жизни", реж. Ю.Бобкова, Открытая киностудия Лендок, 2021.
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Открытая киностудия «Лендок» представила фильм-расследование «Станиславский. Жажда жизни».. Картина рассказывает о том, как система мастера завоевала умы в начале XX века и влияет на театр сегодня.

Совсем не обязательно, чтобы театр начинался с вешалки. Документальную ленту «Станиславский. Жажда жизни» Юлия Бобкова снимала, используя метод самого режиссера — сквозное действие. Начав с того, как оживает МХАТ, как устанавливают декорации для спектакля «Чайка», и закончив зрителями, испытавшими катарсис.

25-летняя режиссер, кажется, уловила дух Станиславского, ища свои приемы в съемках закулисья Московского художественного.

Съемки проводили в Европе, а в Америке их осуществляла стрингерская группа. Систему Станиславского и его продолжателя Михаила Чехова преподают и в школе актерского мастерства в Лос-Анджелесе.

Каждый современный режиссер, конечно, использует свои наработки, но в основе всё равно система, как гамма для обучения игре на фортепиано.

Юлия Бобкова, режиссер документального кино: «Кино не о системе, а о личности Станиславского, но касательно самой системы. Я думаю, она существует в театральных вузах и даже в некоторых театрах. Сам Станиславский говорил: „Ломайте традиции, рушьте их“. Не надо следовать никаким правилам. Было интересно искать эту грань. Где правила в искусстве, а где настоящее».

В фильме есть и кадры из редких спектаклей о Станиславском. В одном из них Михаила Чехова сыграл Евгений Миронов, Константина Сергеевича — Олег Табаков. В другом известные режиссеры сыграли современников Станиславского. Например, Вахтангова — Черняков.

Режиссер смогла показать рождение спектакля — от читки пьесы до финальных репетиций. Как работает на сцене Дарья Мороз, как рассуждает Рената Литвинова о том, почему МХТ так повлиял на мир и на нее саму, пришедшую из кино сразу в «Вишневый сад».

Хроникальные кадры позволяют увидеть самого Станиславского через комментарии ныне живущих творцов и понять, сколько раз нужно прокричать актерам «Не верю!», чтобы однажды искренне и честно наконец сказать «Верю».

Читайте также