Их истории полны горя: израильский мастер восстановил 90 скрипок узников концлагерей

27.01.2021, 11:50

Видеосюжет: Михаил Чебоненко
Видео программы «Сегодня»

Международный день памяти жертв холокоста — особая дата для 81-летнего реставратора и коллекционера скрипок Амнона Вайнштейна, который собирает и восстанавливает инструменты, принадлежавшие узникам концлагерей. Благодаря мастеру эти скрипки можно услышать в концертных залах по всему миру.

Последние 25 лет Амнон Вайнштейн покупает только скрипки, игравшие когда-то в концлагерях. Их продают родственники узников, сами бывшие пленники, коллекционеры со всего мира. Один из инструментов заключенный выбросил из окна поезда по пути в Освенцим, прокричав: «Там, куда меня везут, у скрипки все равно нет шансов». На каких-то инструментах фашисты оставили свой след.

Амнон Вайнштейн: «Свастика, 1936 год. Первое, что хочется сделать, — бросить это в огонь. Из этой скрипки словно сочится ненависть этих людей, они с такой силой нанесли эту свастику, что исцарапали всю деку. Что плохого сделала им эта скрипка?»

В концлагерях содержались целые оркестры, состоявшие из узников. У того, кто владел нотами, было больше шансов выжить. Музыканты играли по приказу фашистов во время расстрелов, когда заключенные выходили на работу. Так, Яновский лагерь смерти под Львовом получил страшную известность из-за «Танго смерти», которое заставляли играть круглые сутки. Среди скрипачей были известные на весь мир музыканты. У многих просто не выдерживали нервы.

Амнон Вайнштейн: «Наверное, только 5% выживших музыкантов продолжили играть после холокоста, большинство же не хотели больше видеть скрипку никогда. Но в то время скрипка была для них настоящим спасением, они не выпускали ее из рук, она сохраняла им жизнь».

Когда о коллекции Амнона Вайнштейна стало известно за пределами его мастерской, посыпались предложения из разных филармоний. Сейчас у него 90 скрипок с историей тех страшных лет. И все они периодически звучат в оркестрах по всему миру. Таким необычным образом израильский реставратор решил сохранить память о жертвах холокоста.

Читайте также