Кровать прадеда превратилась для Магдалины Кочуровой в блокадную реликвию

22.01.2021, 18:45

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Журналисты НТВ продолжают цикл репортажей о блокадных реликвиях, сохранившихся в Петербурге. У 87-летней Магдалины Леонидовны Кочуровой свой талисман, который она бережно хранит со времен Великой Отечественной войны.

Эту семейную реликвию (кроватку из бомбоубежища) Магдалина Леонидовна хранит как память о прадеде и страшном блокадном времени. Ей было восемь лет, когда началась война. Она собиралась в 1-й класс, а была отправлена в эвакуацию вместе с другими дошкольниками.

Но эшелон сопровождали непрекращающиеся бомбежки. Из-за взорванных путей состав встал и уцелевших и напуганных детей вернули в Ленинград. Тогда девочку спасло знание точного адреса дома. На бывшей Песочной улице, теперь улице Профессора Попова.

Магдалина Кочурова, житель блокадного Ленинграда: «Первое время мы боялись свиста бомб, поэтому бежали в бомбоубежище. Там каждой семье было отведено место, где стояла тумбочка и две кроватки. Металлическая с сеткой для брата Миши и моя. В блокаду мы торопились туда, на наше место».

Суровую зиму 41–42-го, когда температура понижалась до минус 45, семья Магды, как и все, голодала и замерзала. Магдалина Леонидовна рассказывает, что выжить удалось благодаря невероятной дисциплинированности мамы. Она педантично делила хлебный паек на двоих детей и себя, но ела ли сама неизвестно.

Магдалина Кочурова, житель блокадного Ленинграда: «Мы с мамой идем через школу и на крыльце этой школы (тогда шел снежок) лежит оторванная детская ножка. Это было потрясение для ребенка. Это был первый кошмар для меня. Когда мы с этим столкнулись, мама меня с собой за хлебом больше не брала».

Мама умудрялась соблюдать режим трехразового питания, подавая на первое отвар из остатков пшена. Но дистрофия и голодные обмороки всё равно начались. И командир отца предложил ехать к его родне на Волгу.

Там Магдалина пошла в 1-й класс. Жизнь в эвакуации оказалась тоже непростой. Присылаемые отцом денежные аттестаты исчезали. Потом тифом заболела мама. Но справилась. И перебравшись с детьми на волах в Хволынск, устроилась на хлебозавод. Туда доходили письма с фронта.

Там весной 44-го Магдалина закончила 2-й класс, а отец прислал вызов в Ленинград. Дома девочка, превратившаяся в маленькую старушку, стала возвращаться в детство.

Их дом на Петроградской стороне был разрушен. Обосновались у бабушки на Фонтанке, потом скитались по коммуналкам, где неизменным спальным местом Магды оставалась кровать прадеда. Позже вместе с другим небогатым скарбом ее перевозили по другим квартирам, потом дачам.

Теперь Магдалина Леонидовна думает, что ей место на экспозиции при монастыре, где было бомбоубежище. Сама она к этим местам своего тяжелого детства приехала впервые в январе 2021 года спустя почти 80 лет.

Связанные новости

Читайте также