«Пиковая дама» подложила свинью

09.12.2011, 19:13

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Музыканты отказались участвовать в международном оперном проекте без предоплаты. И громкая премьера в Петербурге едва не сорвалась.

Сегодня в актовом зале на Малой Конюшенной улице в Петербурге тихо и пустынно. Спектакль «Пиковая дама» в рамках международного проекта с громким названием «Мировая опера» отменен. Сама же премьера, состоявшаяся накануне, больше напоминала плохо организованную репетицию, когда некоторым участникам с международной известностью и вовсе не нашлось применения.

Кто смешал карты, выяснял корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Идея проекта «Мировая опера» казалась всем участникам настолько увлекательной, что о возможных проблемах никто не думал. Директору театра «Северная Венеция» для «Пиковой дамы» удалось собрать серьезную международную постановочную команду.

Режиссер — из Болгарии, дирижер — из Норвегии. Для партии Германа пригласили тенора из Днепропетровска. Но за несколько часов до премьеры обстановка стала накаляться из-за просчетов организации.

Мария Мещерякова, художник-постановщик: «Костюмы шились. Мои портные все материалы приобретали за свой счет. С ними до сих пор нет расчета. Сегодня должна быть премьера. О себе я уже не говорю».

На бумаге сценография постановки обещала быть симпатичной. Артисты вместе с режиссером репетировали почти месяц.

Дария Консесайо, ассистент режиссера: «Они сюда приехали не для того, чтобы проводить время в Санкт-Петербурге. А для того, чтобы поработать с петербургскими оркестрами и в хороших залах. В итоге главный режиссер Софийской оперы ставит в Доме молодежи совершенно не профессиональный спектакль».

С этой «Пиковой дамой» сразу как-то не заладилось. Премьера должна была состояться в Доме радио, в здании бывшего Благородного собрания, где до революции стояли игорные столы. Но, как говорят, не случилось. Сначала спектакль пришлось перенести в небольшой зал Дома учащейся молодежи на Малой Конюшенной. Потом выяснилось, что не готовы декорации, и затем отказался играть оркестр в полном составе.

Дирижер Йорн Фосхейм даже специально выучил русский язык, чтобы встать за пульт перед петербургским оркестром. Отказ музыкантов шокировал его. До такой степени, что он даже отказался давать интервью. Генеральный директор театра оправдывается: все проблемы из-за денег. Никак не получается заплатить оркестрантам вперед.

Людмила Модина, генеральный директор театра «Северная Венеция»: «Те деньги, которые к нам приходят, мы их и то освоить не можем вовремя. Потому что происходят банковские задержки и прочее. И каждый раз я становлюсь на уши, чтобы сделать спектакль. Чтобы он получился, вышел и жил. И это, действительно, очень трудно. И я каждый раз в шоке нахожусь, потому что мы не дали возможность выступить дирижеру, которого я пригласила».

Певцы, в свою очередь, жалеют режиссера Огниана Драганова. Катерина Кованжи, исполнительница партии Полины — тоже болгарка по происхождению и мечтала с ним поработать.

Катерина Кованжи, исполнительница партии Полины, меццо-сопрано: «Пахнет международным скандалом, потому что все были завязаны друг на друге, международные лица. В итоге получается, что опозорили имя российской культуры. В частности, перед лицом болгарского режиссера, который имеет очень большое имя».

И все-таки отменять спектакль не стали. Людмила Модина рассказала немногочисленной публике о проблемах. Объяснила, почему премьерный показ решили провести в форме генеральной репетиции для зрителей. В костюмах, которые оказались на тот момент готовы, артисты вышли на сцену. Вместо оркестра запели под фортепиано.

Интересно, что, по словам самой Людмилы Модиной, на этот проект выделен президентский грант. Трудно сказать, кому адресовать претензии — самому театру или третьим лицам, например, банку. В любом случае, участники проекта подали заявление в прокуратуру. Вообще, без участия мистической дамы из колоды карт здесь не обошлось.

Читайте также