С Москвы хотят снять удавку

07.12.2011, 23:50

Видеосюжет: Иван Трушкин (Иван Трушкин)
Фото: РИА Новости © 2011, Руслан Кривобок.
Видео программы «Сегодня. Итоги»

Москвичи не против «выселения» из города чиновников, но настороженно относятся к планам расширения столицы.

Сегодня Москва вплотную приблизилась к перспективе увеличиться в два с половиной раза. Думы Москвы и Московской области утвердили соглашение, благодаря которому столица получит 148 тысяч гектаров подмосковной земли, отодвинув свою юго-западную границу до Калужской области. За пределы МКАД, напомним, планируется перенести большинство госучреждений и построить там Международный финансовый центр.

Поможет ли это разгрузить центр Москвы? И что думают о переносе границ сами жители?

Корреспонденты НТВ Иван Трушкин и Гарри Княгницкий изучили все «за» и «против».

Москва в последние годы стянута МКАДом как удавкой. Новые дома, будь то жилье или крупные магазины, было просто негде строить. А тут город получает сразу почти 150 тысяч гектаров. То есть дефицит земли москвичам не грозит еще десятки лет. Освоение этой территории означает новые дороги — сейчас любой автолюбитель сразу чувствует, что выезжает за МКАД собственной… подвеской. Ну и главный плюс — город избавят от вечных пробок.

Сейчас система дорог в Москве имеет сложное название «радиально-концентрическая». На деле это означает, что каждое утро миллионы машин стремятся с окраин города к его центру. Места всем не хватает, улочки в центре забиты припаркованными в два ряда автомобилями. В общем, не проехать, а порой даже не пройти. Как только административные и офисные здания переедут, проблема, как уверяют, решится сама собой.

Решится, но не для всех. Что делать жителям северного и восточного Подмосковья? Ведь многие из них ездят на работу в центр. Но в будущем он , по крайней мере, географически окажется где-то на юго-западе. И добираться сюда до офисов и предприятий придется через весь город: это два-три, а то и четыре часа только в одну сторону.

Электричка, потом метро, потом снова электричка… Поездка на общественном транспорте превратится в муку. На автомобиле — в муку с комфортом. Ведь город стоит в пробках. Ехать через центр долго. МКАД, которому, очевидно, отводится роль еще одного внутреннего кольца, тоже постоянно забит машинами. Даже если построить новую кольцевую автодорогу и предположить, что на ней не будет заторов, путь все равно неблизкий.

Шахбала Вердиханов, депутат Московской областной Думы: «Пробки не уменьшатся. И как жили в центре Москвы, так и будут жить. Просто ездить будут чаще туда-сюда».

Александр Васильевич Савин живет в деревне Прокшино, которая с 1 января должна присоединится к Москве. Статус деревни, впрочем, пока останется. Но пожилые прокшинцы все равно рады: они теперь могут рассчитывать на надбавки, которые народе по старой памяти зовут «лужковскими».

Александр Савин: «Должен прибавить тогда и пенсии. Я вот пенсионер например, должны прибавить пенсии, если у нас будет статус Москвы — нормально!»

Получают статус москвичей четверть миллиона человек. На них будут распространяться все московские льготы — проезд в общественном транспорте, субсидии и так далее. Образование и медицина — тоже по единому стандарту. Цены на подмосковную землю, может и вырастут, а вот московские цены на жилье, как обещают, должны пойти вниз: никакой точечной застройки больше не потребуется.

Вячеслав Глазычев, профессор Московского архитектурного университета: «Москве надо решить часть проблем, и внутри их решить нельзя. Вот где строить недорогое арендное жилье? В Москве для этого мест нет, они уже слишком дорогие и силой их не удешевить».

Но и в Нью-Москве земля подорожает, как только там начнется застройка. Рынок жилой недвижимости в Подмосковье уже замер в ожидании: никто не хочет покупать дом с землей, потому что завтра на его месте могут построить административное здание.

Жилье должно вырасти в цене, говорят эксперты. Ведь столичные власти планируют возводить в юго-западном «аппендиксе» столицы малоэтажные дома, а их себестоимость выше, чем у многоэтажек. И вот почему.

Дороже всего застройщику обходятся покупка и оформление земли, подводка труб, строительство подъездных дорог. На само возведение дома уходит лишь четверть общих затрат. И чем меньше в этом доме квартир, то есть чем ниже здание, тем меньше будет покупателей. Значит, продавать жилплощадь придется дороже, чтобы как минимум окупить затраты.

Непонятно, и что делать дачникам, которые спокойно вспахивали свои шесть соток вдали от мегаполиса, но теперь оказались на его будущей территории.
Зинаида Кулагина: «Мне плохо. Ну из Москвы убежала — дышать нечем, и теперь опять будем Москвой. Тем более проехать стало невозможно. Больше будет больших домов? Больше будет здесь жителей? А дороги? Все те же! Их же не увеличили пока, а уже здесь застраивают домами!»

Теперь осваивать подмосковные пустыри первыми будут чиновники — в течение пяти лет туда должны перебраться госорганы. В числе первых — правительство и даже администрация президента. При таком раскладе Кремль становится тихим московским местечком для экскурсий, которое пустеет, едва рабочий день успевает закончится как парижский Лувр или лондонский Тауэр. А, скажем, Большой театр становится переферийным культурным объектом — центральный могут построить в Бирюлёво. А в каком-нибудь местечке за МКАДом, скажем, в Мамыри, вырастет новый мамыревский даунтаун с небоскребами.

Да что там Мамыри! В 60-м такой даун-таун возвели посреди южноамериканской пустыни.

Новая бразильская столица Бразилия спланирована в форме самолета. Центр фюзеляжа — это административные здания. Крылья — жилые кварталы. В самом носу — офис президента. Вышло, по крайней мере, красиво. У нас же получается вполне узнаваемый инновационный объект.

Шахбала Вердиханов, депутат Московской областной Думы: «Обоснование какое? Вы знаете, город будущего надо построить для чиновников. И оказывается, в Московской области есть пустырь, как было сказано. У нас нет пустырей, у нас земли сельхозназначения, мы там пашем и сеем. Крестьяне со своими коровами не смогут переехать. Это означает удар по продовольственной безопасности МО и страны».

Ударит и по федеральной казне. Затраты на расширение Москвы сопоставимы с бюджетом России на 2011 год. Эксперты называют разные цифры — от 10,5 до 13 триллионов рублей.

Пока жители столицы к расширению относятся настороженно: около 40%, по опросам «Левада-центра», — против. Но инициатива с выселением чиновников куда-нибудь подальше даже им кажется весьма заманчивой.

Читайте также