Строительство «повеселевшей» Думы начинается

06.12.2011, 00:29

Видео программы «Сегодня. Итоги»

Изменившийся расклад сил в парламенте приведет к созданию коалиций.

Сегодня бурно обсуждают какой будет новая Дума. Расклад сил в ней изменился — у «справороссов», коммунистов и либерал-демократов появилось больше возможностей влиять на решения, поскольку «единороссы» потеряли конституционное большинство, сохранив, правда, абсолютное. Теперь многое зависит от того, кто и с кем будет вступать в коалиции.

С подробностями — корреспондент НТВ Гарри Княгницкий.

Каким образом выборные бюллетени конвертируются в депутатские кресла? Начнем с того, что голоса, отданные за партии, которые не прошли семипроцентный барьер (это «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело»), пропорционально делятся между победителями — четырьмя партиями, попавшими в Госдуму. Далее общее число проголосовавших делим на количество думских мест — их 450. Получаем так называемую цену мандата — примерно 134 165 человеко-голосов за одно депутатское место. Исходя из этого, у «Единой России» должно быть 238 мандатов, у «КПРФ» — 92, у «Справедливой России» — 64, а у «ЛДПР» — 56.

Расстановка сил несколько изменилась по сравнению с Думой предыдущего созыва. В прежнем составе нижней палаты парламента у «Единой России» было 315 депутатских мест, у КПРФ — 57, у ЛДПР — 40, у «Справедливой России» — 38. Таким образом, по предварительным данным, коммунисты увеличили свое представительство почти в два раза, ЛДПР и «Справедливая Россия» — примерно в полтора.

«Единая Россия» потеряла конституционное большинство, то есть больше не имеет 2/3 от общего числа мест в Думе.

Если у партии есть 300 из 450 мандатов, она может вносить изменения в первую главу Конституции — «Основы конституционного строя», вторую — «Права и свободы человека и гражданина» — и девятую, которая касается конституционных поправок и пересмотра Конституции. Правда, для одобрения законопроектов нужны еще ¾ голосов Совета федерации, верхней палаты парламента.

Президентское вето на конституционные законы не распространяется. Самые известные изменения, принятые Думой предыдущего созыва, касаются законов «О государственном флаге Российской Федерации», «Об изменении срока полномочий президента и Государственной думы», «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Теперь «Единая Россия» будет договариваться по некоторым ключевым вопросам с другими думскими фракциями.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «„Единая Россия“ открыта к сотрудничеству, в том числе к коалициям. Несмотря на то, что „Единая Россия“ получила большинство, и, казалось бы, она не нуждается в том, чтобы с кем-то договариваться, я еще раз могу сказать: мы должны вступать в блоки и коалиции. Во-первых, в тех случаях, когда это положено по конституции, потому что есть конституционный закон, а во-вторых, мы заинтересованы в том, чтобы наши законы принимались как можно более широким большинством, чтобы мы участвовали в дискуссиях, обсуждениях. Я считаю, что это обязательно нужно продолжить в диалоге с нашими коллегами, лидерами других партий».

Так какие же коалиции возможны в новой Думе? Вот главная интрига, которую обсуждали сегодня политологи.

Михаил Ремизов, политолог: «Многие меры, которые требовали квалифицированного большинства, уже приняты действующей властью. Поэтому редко будет возникать такая необходимость. Когда будет возникать необходимость, я уверен, что „Единая Россия“ найдет партнеров, вероятнее всего, в лице „эсеров“ или ЛДПР».

В ЛДПР говорят, что по крайней мере сегодня никаких предложений о коалициях ни от кого не получали. Но подчеркнули, что всегда открыты для диалога.

Игорь Лебедев, ЛДПР: «Если вы путем простого математического действия сложите голоса „Единой России“ и голоса ЛДПР, то вы поймете, что их недостаточно для того, чтобы коалиция из этих двух партий смогла принимать решения, требующие конституционного большинства. Именно со „Справедливой Россией“ „Единая Россия“ в коалиции получает то необходимое конституционное большинство в 302 голоса, которое им нужно».

Сергей Миронов, «Справедливая Россия»: «По каждому законопроекту будут складываться те или иные коалиции. И это нормально. Это будет инструментарием для договоренностей, для поддержки тех или иных взаимных инициатив. Потому что есть разумные инициативы, которые мы готовы поддержать, от самых разных фракций. Будут стихийно складываться те или иные коалиции при рассмотрении тех или иных вопросов».

Подобный опыт имеется и у «Справедливой России», и у ЛДПР, и у коммунистов. Причем опыт совместный.

Геннадий Зюганов, КПРФ: «Что касается Миронова и Жириновского, они знают наши предложения. Я провел переговоры с ними еще в ходе выборов. Они согласились, что надо добиваться соответствующего результата, сплачивая и объединяя силы».

Но партии уже добились соответствующего результата. И как они объединят силы, зависит от новых думских реалий. Ведь ожесточенная выборная борьба позади.

Михаил Ремизов, политолог: «Это ситуация, которая сложилась на этих выборах и разных региональных. Когда оппозиционные партии тесно координировались в противостоянии самой сильной партии — „Единой России“. Чтобы избежать этого, „единороссам“ важно вести диалог с оппонентами, кого-то из них привлекать к сотрудничеству, к особым отношениям. Я думаю, что эти привилегированные отношения могут сложиться у „Единой России“, как ни странно, с эсерами».

Как бы ни сложилось, и политологи, и партийные лидеры, и наблюдатели признают: «полевевшая» Дума станет более энергичной, интересной и, как заявил президент Дмитрий Медведев, веселой.

Читайте также