В Красноярске восстановили балет Большого театра

27.11.2011, 10:12

Видео программы «Сегодня»

В Красноярском театре оперы и балета восстанавливают знаменитый в 1970-х годах спектакль «Моцарт и Сальери».

«Моцарт и Сальери» в Сибири. Спектакль буквально собран из музыки двух композиторов. Специально для партии главных героев в архивах Вены нашли малоизвестные записи. Хореография вновь ставится российскими артистами. Автор первого спектакля — Вера Боккардо.

За реконструкцией забытой сенсации балетного искусства наблюдал корреспондент НТВ Сергей Сыркин.

Видеозапись середины 1970-х — единственное, что осталось от некогда шумной постановки Большого театра «Моцарт и Сальери». Рассмотреть балетные па на экране смартфона сложно. Хорошо, говорит худрук красноярского балета, руки-ноги еще помнят, что нужно делать.

Марк Перетокин, художественный руководитель балета Красноярского театра оперы и балета: «У нас больше развита память тела. Спектакль этот последний раз я танцевал лет 25 назад, когда еще был совсем молодой, пришел только из училища. Это одна из первых моих работ в Большом театре».

Восстанавливать собственный балет в Сибирь приехала француженка Вера Боккардо. Уже 17 лет она не занималась хореографией — писала книги. Вспомнить любимый спектакль, который много лет гастролировал по миру, ее заставили воспитанники, танцевавшие в нем, а ныне возглавляющие красноярскую балетную сцену.

Вера Боккардо, балетмейстер: «Был стресс, конечно. Я уже не могу так прыгать. Но мне помогает то, что я назначила моим ассистентом Марка Перетокина».

Вера Боккардо сама сочинила либретто, поставила танцы и подобрала музыку. Чтобы зритель больше внимания обращал на мелодии, автор совершила маленькую балетную революцию, подняв оркестр из ямы на сцену. Теперь Моцарт и Сальери словно сами дирижируют музыкантами. В одноименной опере используется музыка Римского-Корсакова.

Для балета автор либретто решил использовать мелодии главных героев. И если с музыкой Моцарта проблем не было, то оригинальные мелодии Сальери пришлось поискать. В старейшем архиве Вены такие нашлись — пара малоизвестных партитур, которые легли в основу двух главных танцев героя. На этом мучения с музыкой Сальери не закончились. Акценты композитор расставил нестандартно, из-за чего обычный счет для танца не подходит. Солисту Большого Денису Медведеву досталась музыка Моцарта, он спокоен.

Денис Медведев, новый солист балета Государственного академического большого театра, исполнитель партии Моцарта: «Так получилось в моей жизни, что я уже дважды сталкиваюсь с Моцартом: в Москве, в Большом театре я танцую партию Казановы на музыку Моцарта, где собраны лучшие фрагменты его музыки, и здесь».

В балете лишь три персонажа: Моцарт, Сальери и его Альтер-эго — черный человек. И при этом хореографически постановка сложная, присутствуют все элементы мужского танца. Артисты в прямом смысле работают до седьмого пота.

Дмитрий Соболевский, солист балета Красноярского театра оперы и балета, исполнитель партии Сальери: «Очень тяжело то, что там одно отделение, но ты присутствуешь на протяжении всего балета на сцене. И всего трое солистов, поэтому все внимание зала направлено на них: надо просто выкладываться на полную».

Трагедия Пушкина, прочитанная наизусть мужем Веры Боккардо на их первом свидании, обрела новую жизнь. В следующем сезоне она встанет в постоянный репертуар театра. На этом балетмейстер опускать занавес не собирается. Уже есть предложения о новых постановках.

Читайте также