Россия ждет ответа от ПРО-отцов

27.11.2011, 20:26

Видеосюжет: Алексей Поборцев
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Почему российский ответ ПРО-отцам был закономерен и необходим? В чем суть предпринимаемых Москвой контршагов и как отреагировал Запад?

Шаг жесткий и беспрецедентный. Дмитрий Медведев на минувшей неделе заявил, что Москва намерена предпринять комплекс конкретных мер в ответ на реализацию Вашингтоном планов по размещению элементов американской системы противоракетной обороны в Европе.

Сигнал партнерам направлен ясный: звучащие из-за океана и из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе заверения — ребята, ну что вы, все это не против вас — плохо стыкуются с реальным положением дел. А последнее таково, что наносит ущерб национальным интересам России. Москва подчеркивает, что открыта к продолжению диалога, тем более что путь тут был проделан немалый, но подход к укреплению ядерной безопасности должен быть принципиально иным — не одной лишь (известно какой) державе в угоду.

Корреспондент НТВ Алексей Поборцев изучил суть вопроса и российского ответа ПРО-отцам.

В космосе с блока перехвата сбрасывается оболочка, он наводится на боеголовку вражеской ракеты и врезается в нее на скорости около 12 тыс. км в час. От столкновения на такой скорости происходит мгновенное разрушение боеголовки баллистической ракеты противника. Взрывчатка перехватчику не нужна. Главное — точно попасть в цель.

49-й батальон ПРО США базируется в форте «Грили» на Аляске. На вооружении — трехступенчатые ракеты-перехватчики, разработанные на базе баллистической ракеты «Минитмен-2». На командном пункте форта тренируются сбивать межконтинентальные северокорейские ракеты, о которых в самой КНДР пока могут только мечтать.

Мы снимали эти кадры четыре года назад. За это время ракетных полей на Аляске стало только больше. А глобальная система противоракетной обороны все ближе подбирается к границам России. Кроме наземных баз, ракеты-перехватчики будут установлены на кораблях.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»: «Американская ПРО в Европе — это будет много эшелонированная система противоракетной обороны, основанная на новейших военных технология. Ее основы составляет: радары обнаружения и целеуказания, а так же батарея стартовых противоракет СМ-3. Эффективное и высокотехнологичное оружие, которое способно будет, начиная с 2015 года, осуществлять перехват и уничтожение российских межконтинентальных баллистических ракет. В случае гипотетического конфликта».

Радары системы ПРО планируют разместить на юге Европы и в Турции. Батареи против ракет появятся в Румынии и Польши, американские военные корабли с ракетами-перехватчиками и радарами на борту будут постоянно базироваться в Средиземном и Черном морях и в Балтийском регионе.

Специалисты отмечают, что американская глобальная система ПРО постоянно совершенствуется, и уже через несколько лет она будет представлять серьезную опасность для российских сил ядерного сдерживания. Кремлю придется неизбежно принять ряд ответных мер военно-технического характера. Как будет вынуждена реагировать Россия, заявил в минувшую среду президент Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Российская Федерация разместит на западе и на юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО. Одним из таких шагов станет развертывание ракетного комплекса „Искандер“ в Калининградском особом районе».

По мнению военных экспертов, задача оперативно-тактических ракет — нейтрализовать управляющее и разведывательные элементы европейской ПРО в случае конфликта.

Игорь Коротченко: «Когда система ПРО будет слепа, когда она будет глуха, то запускать противоракеты будет просто невозможно, потому что будет сорван контур боевого управления ими. Это первый возможный асимметричный шаг».

Дмитрий Медведев заявил сразу о нескольких подобных контрмерах.

Дмитрий Медведев: «По моему поручению Министерство обороны России незамедлительно введет в боевой состав радиолокационную станцию в системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде».

В Минобороны заявили, что у них уже все готово, и калининградская станция очень нужна нашим войскам воздушно-космической обороны.

Олег Остапенко, командующий войсками Воздушно-космической обороны: «Это сама по себе уникальная станция, она намного расширяет спектр информационного характера для последующего принятия решения высшим руководством страны. Мы сможем контролировать весь европейский континент и, соответственно, Атлантику».

Контролировать — значит видеть все, что взлетает с этой территории, в том числе и старт ракет-перехватчиков.

Гигантское сооружение, похожее на недостроенную пирамиду, — важнейший элемент противоракетной обороны Москвы. Радиолокационная станция «Дон-2Н». За ее возможности, военные окрестили РЛС восьмым чудом света. За 4 тысячи километров станция способна увидеть летящий объект диаметром всего 5 сантиметров.

Владимир Ляпоров, командир дивизии ПРО: «Наша станция способна обнаруживать, сопровождать боевые блоки, работать по сложным баллистическим блокам, в условиях помех селектировать цели, после этого наводить противоракеты и проводить, соответственно, уничтожение боевых блоков противника».

В рамках российских предложений подмосковная РЛС вместе с другими нашими станциями могла бы стать частью совместной европейской ПРО, но НАТО эти предложения не устроили. При этом США продолжают утверждать, что глобальная система противоракетной обороны не направлена против России.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Разговор о том, что вот, мол, мы поставили эти системы и перекрыли возможные пуски ракет, но мы не будем так делать. Ну, слушайте, мы же взрослые люди! Или нет?»

Эксперты уверены: чтобы сбивать иранские или северокорейские ракеты, не нужно создавать глобальную систему ПРО в таком виде, как это делают Соединенные Штаты

Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий: «Тот глобальный характер ПРО, который сейчас задуман, он, безусловно, избыточен как для парирования иранской, так и для парирования северокорейской угрозы, то есть в перспективе эта система должна свести на нет ядерный потенциал сдерживания России и Китая».

Американская система ПРО развивается и совершенствуется, приходится меняться и российским стратегическим ракетным комплексам. Количество боевых блоков на новых ракетах постоянно увеличивается — так легче преодолевать противоракетную оборону.

Юрий Соломонов, генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники»: «Для расширения боевых возможностей ракетного комплекса „Тополь“ впервые и в нашей стране, и за рубежом был создан комплекс подвижного грунтового базирования с твердотопливной ракетой, оснащенной разделяющейся головной частью».

У ракетного комплекса «Булава» еще больше разделяющихся боевых блоков. В этом году состоялись три подряд успешных испытательных пусков ракеты с борта подводного атомного ракетоносца «Юрий Долгорукий». Скоро «Булава» будет принята на вооружение. Американские спутники могут засечь современную атомную подводную лодку, когда она выходит из базы, но потом за ней следить очень трудно.

Руслан Пухов: «После того как она несколько раз погружается, уходит под арктические льды, ее нельзя найти. Нет пока таких систем, нет таких буев, нет таких акустических станций или космических аппаратов, которые бы видели через лед и могли бы мониторить весь Мировой океан. Поэтому если хотя бы одна-две лодки находятся на боевом дежурстве, конечно, ядерное сдерживание практически гарантировано».

Дмитрий Медведев считает выход нашей страны из Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) последним возможным ответным шагом России.

Дмитрий Медведев: «При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями. Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из договора об СНВ».

Дмитрий Рогозин, постоянный представитель РФ при НАТО: «Существует неразрывная связь между стратегическими оборонительными и стратегическими наступательными вооружениями, то есть модернизация щита всегда тянет за собой гонку вооружений меча. И, соответственно, наоборот. Американцы с этим согласились. Поэтому никаких „сюрпрайзов“, никаких удивлений быть не должно».

Глобальная система противоракетной обороны должна, по мнению американской администрации, повысить безопасность США. Но при этом она понижает безопасность России, которая пытается отстоять свои интересы.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона»: «Возможно, и не будет никаких военных акций. Но, понимаете, создастся совершенно новая военно-политическая реальность, когда Россия фактически будет поставлена в статус государства, чей ядерный потенциал не может работать на ее оборону. И в этих условиях просто создается абсолютно непредсказуемая ситуация для будущего нашей страны».

Дмитрий Медведев подчеркнул: возможность договориться есть. Москва остается открыта для диалога.

Читайте также