Дети войны кланяются блокадной рыбке

21.11.2011, 21:41

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Северной столице создают список необычных памятников. Реестр малоизвестных брендов создан самими горожанами.

В Петербурге появился реестр неформальных примечательностей. Так чиновники назвали список альтернативных памятников, который составили с помощью народного голосования. Попасть в него мог любой объект, привлекший внимание.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина
узнала, что выбрали горожане и какую роль в их жизни сыграли эти памятники.

Со времен блокады и голодного послевоенного периода Эмма Григорьевна больше никогда не пробовала колюшку. Рыбу, вкус которой не похож ни на какой другой, блокадница помнит до сих пор. Ведь благодаря ей, большинству жителей Кронштадта удалось уцелеть в той страшной войне.

Эмма Лешина
, председатель общественной организации «Житель блокадного Ленинграда» (г. Кронштадт): «Мне было 8 лет, и я помню, как мы с мамой чистили эту колюшку. Там были селитеры страшные. Мы выбирали эти селитеры и потом их чистили, мыли и делали котлеты. В то время котлеты были очень вкусные. Многие жители Кронштадта, кто мог ее достать, этой колюшкой спасались».

Колюшку тогда ловили подручными способами — сачками для бабочек в городских каналах. Ленинград, кстати, был лишен такой роскоши. Теперь в каждую годовщину памятник блокадной рыбке — невероятно маленькой и колючей — собирает оставшихся в живых кронштадтских ветеранов.

Ученики первой в России школы для слепых сегодня учатся по другой системе — шрифту Брайля. Прототип скульптуры Антокольского — тоже ученица этого интерната — держит в руках книгу, которая положила начало просвещению незрячих — сборник рассказов «Детский мир».

И уже однозначно не скажешь, что именно символизирует памятник, построенный на пожертвования выпускников. В монументе, попавшем в реестр малоизвестных городских брендов, переплетается много исторических, художественных линий и человеческих судеб.

Алексей Мухин, директор школы-интерната для слепых детей: «Памятник сыграл определенную роль в моем профессиональном становлении как руководителя школы. Когда меня пригласили десять лет назад возглавить эту школу, у меня были большие сомнения, переходить ли из гимназии в такую необычную школу, к таким необычным детям».

Преподаватель истории искусств так увлекся историей создания памятника, что сегодня эти дети уже не кажутся ему необычными. Также шалят и носятся на переменах, в силу возможностей каждого, конечно. И так же, как их сверстники, нетерпеливо сидят на уроках, познавая тонкости математики. Здесь только учебники и тетради другие, и все немного медленнее, но тоже по-школьному захватывающе.

Главный недостаток этих гигантских шахмат в том, что в них невозможно играть. Фигуры прочно прикреплены к доске. И потом их здесь недостаточно для этого. Поэтому можно просто вдохновляться.

Юные поклонники шахмат эту неформальную достопримечательность и используют неформально. Если не удается оседлать коня, завоевывают ферзя. Говорят, в Шахматном дворике нечасто проходят турниры по шахматам, но интерес к этой непростой игре после появления фигур вырос среди подрастающего поколения.

Семья Псунуковых не сразу приспособилась жить в трапецеобразном доме. Долго размышляли над планировкой, даже думали продать квартиру. Теперь, осознав прелесть этого старого фонда, думают: было бы побольше денег, жилье стало бы дизайнерским.

Пока главный авторский элемент декора пространства за гигантским брандмауэром — такая же гигантская тыква с собственного огорода. Своей необычной формой здание обязано вовсе не архитектору и не стилю застройки Боровой улицы.

Во время войны в дом попала бомба. Средств на восстановление разрушенной части строения не было, и новую стенку выложили под кривым углом. Так в Петербурге рождаются мифы, наделяющие своих героев статусом достопримечательность.

Читайте также