Видео «Сегодня. Итоговая программа»
Кого кормит и какие тайны скрывает отечественная индустрия меха? Какие шубы нынче в моде и насколько велики шансы погореть на подделке?
Меховая отрасль в России несет потери производство сокращается, сырья у скорняков становиться меньше. Тем не менее спрос на шубы и папахи не падает.
Корреспондент НТВ Роман Соболь разбирался в причинах упадка индустрии.
Роберт Константинов уже 30 лет промышляет в Якутии охотой, зверя бьет точно в голову: смерть мгновенная, шкурка целая.
Роберт Константинов: «В последнее время соболя мало стало, постреляли всего. А перекупщики жадные. Мне за пушнину копейки дают, а потом в городах сбывают ее за многие тысячи. А наш таежный соболь самый красивый мире».
По продажам шкурок дикого соболя Россия все еще на первом месте, остальные позиции страна давно сдали конкурентам. Норка, лиса сплошь из Канады или Польши. Самые престижные меховые аукционы проходят в Дании, а переработку меха подмяли под себя Китай и Греция.
Елена Панкратова, продавец мехового магазина в Перми: «Мы вообще не работаем с российскими производителями. У нас турецкий салон».
По сравнению с 2008 годом меховое производство в России сократилось на 20 процентов. У канадских норок шерсть и подшерсток короткие, шкурка лучше играет на солнце.
Российский мех длиннее, его трудно обрабатывать, зато он очень теплый. Оптовики в очереди стоят. Раньше в основном приезжали за мехом сплошь из Китая, но в этом году и отечественные покупатели появились.
Надежда Зубкова, исполнительный директор НО «Национальная ассоциация звероводов», Калининград: «Этот год, можно сказать, не показательный. Удивительно, но факт: Россия ожила. Видимо, стало больше частных предпринимателей, занимающихся пушниной».
Тем не менее большинству производителей конкурировать с Турцией и Китаем становиться все сложнее. В качестве примера некогда крупнейшее в стране предприятие. Здесь отличные специалисты, проверенные технологии, а сбыт падает. Фабрику спасали заказы Министерства обороны, но и эти заказы, по слухам, уходят за границу.
Людмила Блинова, начальник скорняжного производства, Киров: «Сейчас очень трудно выйти на тендер, очень трудно. У нас есть заказы, но для силовых структур очень мало».
Благо корпоративные клиенты не разбежались, здесь шьют шапки для нефтяников, «Газпрома», РЖД. А вот на зимнюю Олимпиаду наши меховщики не попали.
Евгений Симонов, президент Российского
Магомед Юсупов, сколько себя помнит, шьет шапки. В Дагестане мужчина без папахи все равно что голый: ни в мечеть не зайдешь, ни на свадьбу, ни на похороны. Клиентов много, сырья мало.
Магомед Юсупов, скорняк: «Привозят из Узбекистана, сами узбеки и возят. Говорят: товар контрабандный, я этого не знаю».
Российский рынок лакомый кусок. Итальянцы заняли верхний ценовой эшелон, китайцы и греки поставляют ширпотреб. Большинство мехов сбывается на всевозможных
Екатерина Акхузина, владелица меховой компании: «Раньше им было четкое название спекулянты. Они завезли товар из того же Китая, продали его и умыли руки, грубо говоря, сбежали».
В этом белом и пушистом бизнесе в ходу серые схемы. Союз меховщиков периодически проводит анализ российский пушной индустрии. Данные для внутреннего пользования не совсем официальные, но достоверные: на аукционе «сырая» шкурка норки стоит 23 доллара, ее везут в Китай, выделывают, красят. Себестоимость вырастает до 30 долларов, но в Россию шкурку завозят по 7 долларов. Такая цена указана в большинстве таможенных деклараций. Львиная доля, три четверти налогов и сборов, в бюджет так и не поступают. А обороты многомиллиардные.
Так что на рынках шубы зачастую не вполне легальные. Зато дешевые, говорят покупательницы, и внешне приличные. Но уровень подделок растет. Порой только специалист может отличить «мексиканского тушкана» от «шанхайского барса». На меховом рынке как в лотерее. Надежнее, хотя и дороже, покупать у официального дилера, еще лучше напрямую у производителя.
Игорь Гуляев, модельер: «Ну не может шуба из шиншиллы стоить 20 тысяч рублей. А что это? А это кролик под шиншиллу. Ну не может в одном магазине шиншилла стоить 2 миллиона, а в другом 20 тысяч. Люди сами себя обманывают».
Часто говорят, что европейские и азиатские кустари покупают меха на одних аукционах, значит и разницы большой быть не должно. Но меха там продают разного качества, да и хорошую шубу «на коленке» не смастеришь.
Татьяна Колесова, начальник производства меховой компании: «Сложность этого процесса в том, что все шкурки, как видите, очень разные. Разный цвет, разная высота волоса».
Первый этап производства: наборщики из огромного числа шкурок подбирают похожие и составляют полотна. Их отправляют скорнякам, на сборку и окончательную сортировку.
Татьяна Колесова: «Какая шкурка куда ляжет: на низ изделия, на рукав.
На следующем этапе детали сравнивают с «исходными чертежами».
Татьяна Колесова: «Готовое изделие раскладывается по лекалу, закрепляется скобами с помощью пистолетов и оставляется на сутки, чтобы в естественных условиях изделие высохло».
И лишь потом заготовка отправляется в швейный цех. Работа на 90 процентов ручная. В месяц мастер может сделать не более 15 шуб. Товар штучный, цена не шуточная. Тысяч 100 150 за облегченную модель и до бесконечности. Как в анекдоте: «Я беру эту шубу, извините, что деньги мокрые, муж очень плакал, когда их отдавал». Зато прекрасных дам такая вещица будет радовать долгие годы.
Игорь Гуляев, модельер: «Сегодня люди, которые покупают модные вещи, рассматривают мех не как тепло, а как искусство, как игрушку, которая украсит гардероб и создаст настроение».
Если вы покупаете авторское пальто из шерсти мериноса почти по цене «Мерседеса», то и техобслуживание полагается соответствующее.
Екатерина Акхузина: «Мы несем полную и моральную, и юридическую, и финансовую ответственность перед покупателем за свои изделия. Конечно, мы берем соответствующие деньги. Хранение бесплатное, ремонт бесплатный».
Российские производители ориентируются на людей обеспеченных, как минимум на верхушку среднего класса. Конкурировать с китайским валом бесполезно, стараются брать качеством (оно, как говорят, приближается к итальянскому) и дизайном.
Марина Иванова,
Силуэты простые, важны детали. В моде элементы из грубой шерсти (овчина, як) на фоне более дорогого меха.
Игорь Гуляев, модельер: «Норка, енот, песец, лиса, рысь все что угодно. Расшивается на шелке, все это легко, носибельно. Трикотаж делает изделие более уютным, домашним. Опять, эти изделия не дают тепло. Они создают имидж».
Игорь Гуляев с успехом выставлял свою коллекцию в Милане, модники всего мира знают еще несколько российских дизайнеров, работающих с мехом. Но все они, как говорят на Западе,
Холлофайбер, шелтер это синтетика. Хотя эксперты говорят, что она легче и теплее, но так и не смогла свергнуть с пьедестала натуральный мех. Да и защитники природы пока не очень преуспели. В
Читайте также
- Путешествие с питомцем: в России появится стандарт отдыха с животными
- Китай хочет наладить импорт северных оленей из России
- «Аэрофлот» тестирует услугу по перевозке питомцев на соседнем кресле
- В России может стать в 7 раз меньше иностранных лекарств для животных
- Управление стадом и ускоренная селекция: как работают современные технологии в сельском хозяйстве
- Около половины россиян при переезде готовы бросить своих домашних животных