Три страны избавляются от шлагбаумов

20.11.2011, 20:15

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Евразийский союз. Каковы значение и перспективы интеграции на постсоветском пространстве? В чем выгода для государства, бизнеса и простых граждан?

Знаковое решение. На минувшей неделе в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы, открывающие путь к созданию Евразийского союза, который при удачном стечении обстоятельств может стать реальностью уже через 3–4 года.

Экономические выгоды от интеграционных процессов на постсоветском пространстве очевидны. Потенциал равноправного — никто ни у кого не будет нахлебником — сотрудничества, в том числе и с учетом прежних, общих корней, огромный. Плюсы должны на себе и простые граждане ощутить. Большой внутренний рынок будет менее подвержен кризисным колебаниям. И разве не для людей обеспечение свободного движения на нем товаров, услуг, капиталов?

Обозреватель НТВ Владимир Чернышёв присмотрелся к перспективам.

От Москвы до самых до окраин новости доходят быстро. И на границе Новосибирской области России и Павлодарской области Казахстана последние известия делают анахронизмом пограничный шлагбаум. А окраины двух государств становятся центром объединенного экономического пространства.

Таможенный союз уже дал возможность бизнесменам России, Белоруссии и Казахстана ощутить выгоду объединения. И вот бизнес павлодарца Сергея только выиграл. Его небольшой заводик по производству инструментов вынужден увеличивать объемы производства. Рынок сбыта расширяется, и перемещение товара ускоряется.

Сергей Ширин, директор предприятия по производству абразивных инструментов: «Если раньше мы работали в одну смену предприятия, теперь мы работаем в две смены. Потребитель получает продукцию за какие-то часы без дополнительной подготовки таможенной документации».

Новые документы, под которыми поставили в Москве подписи президенты стран Таможенного союза, расширяют перспективы интеграции. И даже лидеры стран признавались: не верилось поначалу в успех, ведь столько уже было сказано слов об экономической интеграции. И вот теперь обычная на вид протокольная церемония дает президенту России повод назвать этот шаг событием года.

День подписания еще заранее стали называть историческим. Ведь впервые за 20 лет после распада Советского Союза разговоры об интеграционных идеях на постсоветском пространстве стали приобретать такие реалистические очертания. Успех Таможенного союза и неурядицы в мировой экономике заставили политиков даже торопить события. Декларацию о евразийской экономической интеграции и документ о создании наднационального органа управления — Евразийской экономической комиссии — подписали даже на месяц раньше, чем планировали.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мы сделали очередной и очень мощный шаг на пути формирования Евразийского экономического союза — объединения, которое, вне всякого сомнения, будет определять будущее наших стран».

Дмитрий Медведев напоминает: его партнеры — давние приверженцы идей интеграции. Президент Назарбаев выдвигал ее еще в начале 1990-х, когда модно было не интегрировать экономики, а окончательно дезинтегрировать остатки единой страны. И президент Лукашенко всегда выступал за прочные связи бывших республик союза. Но на этот раз Лукашенко и Назарбаев подчеркнули роль российского президента, сделавшего возможным переход от слов к делу.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Если бы руководство Российской Федерации не сделало этот практический шаг, эта идея могла бы еще долго существовать как идея. Сегодня она воплощается в жизнь».

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Чтобы идея стала практикой, нужна была активная работа со стороны руководства России. И именно при президентстве Дмитрия Анатольевича Медведева практически мы очень сильно продвинулись».

В открывшейся после подписания перспективе создания к 2015 году Евразийского экономического союза. Идею его создания выдвинул в начале октября в своей статье премьер России Владимир Путин. Его мысли были с энтузиазмом восприняты в Минске и Астане. Путин наметил пути развития будущего евразийского пространства, включающего и другие страны бывшего СССР по их желанию. В подписанных в Кремле документах предусмотрены механизмы равноправия и отстаивания интересов каждой страны.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Особо отмечу, что механизм принятия решений в рамках комиссии абсолютно исключает доминирование какой-либо страны над другой. Это равноправная комиссия».

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Да, мы не теряем никакого суверенитета. Никто никого никуда не гонит. Думаю, что Россия зря уж слишком оправдывается перед всеми, что она кого-то тут напрягает. Никого Россия не напрягает. В каждом государстве есть нормальные современные специалисты, которые все посчитали и взвесили. Мы идем на это потому, что это выгодно всем трем государствам».

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Как можно говорить о реинкарнации? Советский Союз существовал при жесткой административно-командной системе, тотальной государственной собственности на средства производства. Единая коммунистическая идея как каркас коммунистической партии. Можно ли представить себе, как Госплан и Госснаб сейчас восстановить? Надо нам говорить людям, что это какие-то непонятные фантомные страхи наших оппозиционеров или просто врагов, которые не хотят такой интеграции иметь на этой территории».

Да, это пространство уже было общим в рамках СССР. Но теперь оно будет объединяться на новых принципах. И, прежде всего, это взаимная выгода. То, что не получается у Евросоюза, объединяющего страны разных экономик, должно получиться у союза Евразийского. Ведь наши страны до этого веками создавали общую экономику. И только 20 лет, как нас разъединили пошлины таможни.

На минском обувном предприятии «Луч» мечтают о будущем без границ. Директор Николай Стриж вспоминает советские мощности и сам расширяет границы будущего Евразийского союза. Его партнеры по всей бывшей стране страдают от разобщенности.

Николай Стриж, генеральный директор предприятия по производству обуви: «Украина тоже в этом заинтересована, по крайней мере, те предприниматели, которые занимаются обувью, с которыми я встречался. Что касается Армении, это традиционный и один из самых интересных в советское время производителей обуви, особенно обуви ручного производства, модельной, изящной обучи. Так что здесь простор для работы есть».

Украинские предприниматели уже считают возможную прибыль, если их политическое руководство определится с курсом. Фирма Вячеслава занимается поставками оборудования для предприятий общественного питания. Работают в России, на Украине. Граница для них виртуальна, но ощутима материально. Таможенные барьеры мешают, ведь какое-то оборудование делают только в России, какое-то — только на Украине. У Вячеслава нет сомнений, куда должна интегрироваться экономика Украины: не на Запад, где труднее конкурировать, а на Восток, где свои и люди, и промышленность.

Вячеслав Пономарёв, директор компании — поставщика оборудования для предприятий общественного питания: «У украинских производителей технологического оборудования есть интерес к расширению рынка сбыта на территории России. И опять же в нынешних условиях они не могут этого сделать. С появлением экономического союза, я думаю, товары украинского производства также займут свою нишу на территории России и будут востребованы».

Евразийский экономический союз будет открыт для других стран, но не так просто будет в него вступить. Будут предусмотрены отдельные для каждой желающей страны планы присоединения, чтобы не нарушить ничьи экономические интересы. Сегодня же возрождение огромного рынка от Бреста до алма-атинских предгорий российского Дальнего Востока упрощает перемещение людей и товаров. И уже приносит государствам миллиардные прибыли от увеличения товарооборота и участия в совместных экономических проектах. Для простых граждан это улучшение уровня жизни и защищенность от мировых кризисов, ведь евразийский рынок самодостаточен и может существовать независимо.

Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Этот рынок самодостаточный, который может жить сам по себе, если уж трудно будет, честно говоря. Вот к чему мы идем, и что мы предлагаем. Так что все идет, куда надо».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Как только начинает трясти и колбасить, допустим, на внешних рынках, жди беды на внутреннем рынке. Значит, наша задача — делать внутренний рынок более устойчивым. И сегодня мы сделали в этом направлении очень мощный шаг. Я всех еще раз с этим поздравляю».

Если бы Европа не ввела в свое время единую валюту евро, кризис для нее был бы куда разрушительнее, уверен Дмитрий Медведев. И для экономик стран бывшего СССР их общий рынок и в перспективе единая валюта могут стать спасением.

Сергей Ширин, директор предприятия по производству абразивных инструментов: «Приходится в контрактах отражать разные валюты. Если будет одна денежная единица, это будет замечательно. Когда-то мы были одним большим государством. Если мы вернемся к чему-то подобному, это будет только расширять границы общего бизнеса».

Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО: «Когда весь мир интегрируется, когда поднимают голову гиганты, такие как Бразилия, Индия, Китай и прочие, страна с огромной территорией, которая есть в России, но с населением 140 миллионов человек, не выживет. Поэтому для нас, для русского народа, для всех коренных народов России и для наших братских народов, есть только одна идея — это реинтеграция страны».

Для России как страны, расположенной в самом центре Евразии, объединение дает возможность стать главным связующим звеном евразийской экономической конструкции. А для граждан трех стран граница до недавнего времени обозначалась только таможенными постами. Теперь казахская бизнес-леди Ажара свой товар через границу возит в несколько раз чаще. Спросу, рождающему предложение, пошлины — не помеха.

Ажара Татыбаева, директор компании по продаже одежды: «В 2–3 раза поставки увеличились».

После подписания документа в Кремле президенты трех стран отправились обедать в московский небоскреб. Там в офисе ВТБ ознакомились заодно и с тем, как готова интегрироваться банковская система в новых условиях. А когда вечером Медведев и Назарбаев посетили Большой театр, стало ясно, что балет о пробуждении спящей красавицы — хорошая метафора для получившей ускорение интеграции. Тем более что в искусстве и так границ не существует.

Читайте также