«Ишачок» хранит секреты гитлеровских атак

16.11.2011, 12:00

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

Обломки самолета И-16 времен ВОВ ростовские поисковики нашли в районе хутора Новомахмутский.

Предстоит выяснить имя советского летчика, который отправился на боевой машине в свое последнее сражение в августе 43-го, когда Красная армия атаковала Миусский рубеж, укрепленную оборонительную линию гитлеровских войск. Обстоятельства гибели истребителя выяснил корреспондент НТВ Михаил Антропов.

Даже со специальным прибором обнаружить самолет, упавший в поле почти 70 лет назад, это все равно что искать иголку в стоге сена. На каждом из размеченных участков поисковики измеряют геомагнитное поле, его искажение укажет место, где под землей могут находиться металлические обломки.

Высокие технологии в сторону, в ход идут лопаты и привычные миноискатели. Первый же крупный металлический обломок полностью подтверждает, что на этом месте действительно разбился советский истребитель. Среди находок есть обломок винта, проржавевший пулемет, фрагменты двигателя и великое множество мелких деталей. Боевая машина, судя по всему, на огромной скорости упала с приличной высоты.

Участник поискового объединения «Миус-фронт»: «Удар, видимо, был такой силы, что от самолета остались одни воспоминания. Машина получила очень сильные повреждения».

Пробоины на фрагменте обшивки, как считают поисковики, позволяют предположить, что самолет сбили с земли. Косвенно это подтверждают и находки, которые сделали на соседних холмах. Во время одной из «Вахт памяти» там обнаружили огромное количество гильз от немецких зенитных орудий. То есть наш самолет могли сбить на подлете к вражеским позициям.

Эксперты определили, что это И-16, знаменитый «ишачок», как его ласково называли военные летчики. В канун войны это был самый массовый истребитель советских ВВС. Он сильно проигрывал в маневренности немецким Messerschmitt, но многие наши знаменитые асы начинали службу на «ишачке». Найденный И-16 сбит в августе 43-го, во время прорыва Миусс-фронта.

Андрей Кудряков, руководитель поискового объединения «Миус-фронт»: «Было сделано 280 вылетов буквально за два дня, сбито 285 немецких самолетов. Если добавить еще и количество сбитых советских боевых машин, получается, что буквально каждую минуту здесь падал либо немецкий, либо наш самолет».

Останки пилота, ложка с инициалами, карабины от парашютных строп… Здесь собраны наиболее ценные находки поисковиков.

Андрей Кудряков: «Собственно говоря, ради чего мы копаем? Собираем остатки номерных частей двигателя и самолетов, все, что позволит определить судьбу машины. То есть своего рода паспорт транспортного средства».

Сопоставив эти данные с архивным журналом боевых вылетов, можно установить имя пилота разбившегося истребителя. Поисковики надеются, что им удастся найти также и родственников не известного пока летчика.

Читайте также