Тысячи невероятных историй спасения людей: отряду «Лиза Алерт» 10 лет

15.10.2020, 20:06

Видеосюжет: Алексей Поляков
Видео программы «Сегодня»

Во Владимирской области сотни людей ищут 7-летнего Савелия Роговцева. Он пропал, когда возвращался домой из школы еще 28 сентября. Но шансы найти его живым все равно есть. Добровольцы из отряда «Лиза Алерт», которые первыми начали поисковую операцию, верят в это до последнего, потому что в их практике было множество самых невероятных историй спасения людей. Сегодня отряд отмечает 10-летие. Когда он создавался волонтерство не было так популярно. Мало кто верил, что, рассчитывая только на свои силы, можно организовывать масштабные поисковые операции. Оказалось, что можно. Частная инициатива небольшой группы людей выросла в целое общероссийское движение.

Костя 11 дней не был на работе — отпросился, там все понимают. 11 дней не ночевал дома — там тоже все понимают. 11 дней назад он уехал из родной Тверской области во Владимирскую искать абсолютно незнакомого пропавшего мальчика. И, наверное, только он понимает, что заставляет его это делать.

Корреспондент: «Ты находил человека? Непосредственно ты».

Константин Битель, волонтёр ПСО «Лиза Алерт»: «Было. Пару раз было. Дедушка просидел в болоте достаточно долго. При выходе из леса, уже начали выходить, там был прудик. Там холмик. Залезли на холмик, покричали, услышали отклик. Пошли на дедушку. Чувства? Неповторимые просто».

Задача — «прочесать» квадрат леса недалеко от деревни, где пропал семилетний мальчик. Обычно на квадрат 500 на 500 у поисковиков уходит часов 6–7. Это нужно ногами пройти буквально каждый метр, заглянуть под каждое дерево. Нанести этот трек на карту. И если тут пусто, начать все по новой в другом квадрате.

Одно из правил лесного поиска — это так называемое прямохождение. Люди выстраиваются по азимуту, выбирают его. И на расстоянии метров пяти друг от друга идут прямо, только прямо.

Константин Битель: «Бабушку не так давно на 17 сутки достали из болота. Она была в болоте, у нее один нос на поверхности воды торчал — ее вытащили».

По данным МВД, в прошлом году в стране пропали 180 тысяч человек. 160 тысяч нашлись. Кто-то вернулся сам, кого-то обнаружили полицейские и спасатели, но основные поиски — на ребятах в оранжевой форме. Сейчас волонтеры «Лиза Алерт» есть в каждом регионе страны. Десятки тысяч человек. Они постоянно проходят обучение, совершенствуют методики. Подключают к поискам беспилотники, нейросети. В самых сложных случаях отряду помогают частные вертолетчики. И все это — в свое свободное время и за свои деньги.

Главная многолетняя просьба от волонтеров к государству: дать им доступ к геолокации мобильных телефонов потерявшихся. Это в разы упростило бы поиски. И есть даже поручение президента рассмотреть такую возможность, датированное августом 2017 года. Законопроект — до сих пор в Госдуме, люди — до сих пор в лесах.

Григорий Сергеев, председатель ПСО «Лиза Алерт»: «Этим летом у меня были поиски человека, который был на связи, просил помощи в Егорьевском районе. И зона поиска была 120 квадратных километров. Мы его нашли погибшим. Мы не успели. Мы его искали неделю. Человек просил помощи в телефон. И так происходит каждый день. Каждый день».

11-й день поисков для волонтера Кости перейдет в 12-й. Потом, наверное, в 13-й. А потом он не закончится годами. Ведь независимо от того, как тебя зовут, где ты работаешь, сколько у тебя детей, для добровольцев «Лиза Алерт» это поиски не просто кого-то потерявшегося в лесу или городе. Это и поиски самих себя. В буреломах и бессонных ночах.

Связанные новости

Читайте также