В рамы под старину вставляют ЖК-телевизоры

10.11.2011, 21:35

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге возрождается забытый способ оформления картин.

На берегах Невы становится все более популярным оформлять совершенно любые, не обязательно ценные картины на старинный манер. Тем более что городские мастера освоили технологии, позволяющие создать рамы, ничем не уступающие подобным изделиям XVI века.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков выяснял, почему в моду снова возвращается эклектический стиль.

Обсыпать раму пшеном, сверху позолотить — получается богатая оправа для картины. Пётр Янколович освоил этот старинный метод декорирования так же, как и множество других ныне забытых способов изготовления рам. В том числе и такие, где требуется тонкая ручная работа. Так, для мозаичного портрета Николая II потребовалось обрамление, украшенное лепниной в виде герба с короной.

Пётр Янколович, реставратор мастерской картинных рам: «Он лепился вручную, потом с него снималась отливка. И дальше мастика тискается. Все прорабатывается, вставляется проволочка. Уже какие-то элементы ставятся, когда вещь поставлена. Это является отличительной особенностью нашего производства. Мы работаем не машинным способом, а идет ручная работа».

Это панно привлекло к себе внимание на выставке во Франции. А в Лувре неоднократно выставляли старинные шедевры, обрамленные петербургскими мастерами. Их работа неизменно вызывала восхищение: рамы практически неотличимы от лучших исторических образцов. К каждому изделию — персональный подход.

А специалистов, которые могут исполнить зеркальное золочение резцом, в мире очень немного. Но начинается работа с деревянного профиля из клеенного соснового бруса. Есть несколько видов, и каждый носит свое сохранившееся с давних времен, название: пузо, галтель, есть даже корыто. Накладной орнамент сначала лепят из пластилина, потом изготавливают форму для заливки мастики.

Лучшие образцы итальянских рам, появились в XVI-XVII веках. В Россию вместе с живописью культура художественных рам пришла из Италии в XVIII веке. Их отличают преувеличенные классические архитектурные формы со сложными динамичными композициями. Но в ХХ веке изготовление рам как искусство уходит в прошлое. Появились безвкусно декорированные простенькие рамочки.

Сегодня снова востребовано богатство декора рам. Даже старый багет, сделанный заводским способом, облагораживают поддельным сусальным золотом — поталью.

Ольга Антонова, реставратор: «Все утраченные места были долеплены мастичным составом, поэтому они такие беленькие. Здесь по желанию заказчика мы золотим у рамы гребень».

Но мода на красивые рамы пока доступна лишь частным коллекционерам. Некоторые музеи не могут позволить себе заказать для своих картин достойные их рамы.

Игорь Корзин, искусствовед, сотрудник мастерской: «Я занимаюсь рамами и обращаю на них внимание. На выставках мне бросается в глаза, что огромное количество картин даже передовых русских авторов конца XIX века, таких как Врубель, Коровин, Левитан и другие, одеты в самый обычный багет. То есть в рамы потокового производства, которые, на мой взгляд, для них абсолютно не предназначены».

Художникам приходится создавать рамы и по каталогу Русского музея, в точности повторяя золотые украшения старых русских мастеров. Которые, в свою очередь, копировали итальянские деревянные шедевры.

И теперь, специалисты XXI века утверждают, что легко подберут достойную оправу и для картины живописца времен Ренессанса, и для часов, и даже для жидкокристаллической панели. Недавно попросили и такое.

Читайте также