Психологи вытаскивают детей из пропасти отчаяния

10.11.2011, 14:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Корреспондент НТВ узнал, как детей с трудной судьбой возвращают к нормальной жизни в одном из самых закрытых детских учреждений Петербурга.

В один из самых закрытых и непубличных по понятным причинам реабилитационных центров пригласили журналистов, для того чтобы рассказать, как он работает. Единственный подобного рода в Петербурге медицинский центр имени Цимбалина оказывает помощь детям.

Каким образом специалисты помогают вернуться к обычной жизни тем, кто попал в очень непростую ситуацию, узнал корреспондент НТВ Андрей Курицын.

О том, что в реабилитационный центр имени Цимбалина попадают дети с непростой судьбой, становится понятно сразу по грустно-веселым изображениям на стене. Дети нарисовали их сами, используя в основном темную цветовую гамму. Возможно, она наиболее точно отражает их внутреннее состояние в тот момент, когда они попадают сюда.

Настенное творчество иллюстрирует печальную сущность этого учреждения. В бывшую детскую больницу восстанавливать подорванные физическое здоровье и психику попадают дети, оставшиеся без попечения родителей: от малышей отказались или мам и пап лишили родительских прав. Кто-то стал жертвой насилия. Психологи и логопеды пытаются вернуть их к нормальной жизни. Объяснить, что с ними произошло и как с этим жить дальше.

Алексей, используя терминологию специалистов по делам несовершеннолетних, попал в трудную жизненную ситуацию. Совершил мелкое правонарушение. Серьезного наказания он избежал, но получил от участкового путевку на перевоспитание в районный подростковый клуб. Педагоги сразу поставили перед юношей непростые вопросы.

Любовь Гридина, социальный педагог подросткового центра «Невский»: «Смотри, какой имеется вопрос. Отец с сыном попали в катастрофу. Отец скончался в госпитале. К сыну в палату заходит хирург и говорит, показывая на него: „Это мой сын“. Могут ли эти слова быть правдой?»
Алексей: «Могут».

Социальным педагогом здесь работает Любовь Гридина. Она и сама, признается, в прошлом была непростым подростком.

Любовь Гридина, социальный педагог подросткового центра «Невский»: «Употребляли алкогольные напитки, слабоалкогольные. Потом, конечно, повзрослев, перешли на более крепкие напитки».

Потом в подростковом творческом центре она увлеклась рисованием, флористикой и танцами. Эти занятия потребовали столько времени, что дурные привычки ушли как-то сами собой. После университета Любу пригласили работать в тот самый центр. И дело здесь не столько в образовании, сколько в уникальном жизненном опыте общения с трудными подростками.

Педагоги центра имени Цимбалина тоже уверены: профилактика всегда лучше, чем попытка реабилитации после трагедии. Замглавврача Андрей Жуков даже с горечью переиначил известную фразу: если бы их учреждения не было, его и не следовало бы придумывать.

Андрей Жуков, заместитель главного врача по педагогике Центра реабилитации детей им. Цимбалина: «Хотелось бы, наверное, чтобы такого учреждения не было, чтобы детям помогали. Чтобы первоначально при выявлении такой асоциальной семьи, ребенка не изымали, а помогали такой семье. И изымали ребенка только в крайнем случае, когда видно, что помощь невозможна».

В центре имени Цимбалина дети проходят реабилитацию в течение трех или четырех недель, затем их распределяют в детские дома, дома ребенка. По статистике, каждый третий ребенок возвращается в семью.

Читайте также