Когда поступает сигнал об обнаруженной бомбе, из ворот здания на Лубянке или Института криминалистики выезжает оранжевый автобус взрывотехников, прозванный «апельсином».
Одно связующее звено между событиями минувшей субботы в Тушине и событиями минувшей ночи в центре Москвы уже есть звено трагическое. Как сообщается, погибший сегодня при разминировании бомбы взрывотехник майор ФСБ Георгий Трофимов работал и на месте теракта 5 июля. В Федеральной службе безопасности говорят, что он был высоким профессионалом, и на последнем задании делал всё технически верно. Пока нет официальной информации о том, почему взрывное устройство не среагировало, когда его расстреливал робот.
Когда поступает сигнал об обнаруженной бомбе, из ворот здания на Лубянке или Института криминалистики выезжает оранжевый автобус взрывотехников, прозванный «апельсином». Внутри
Место, где лежит бомба, предварительно оцепляется сотрудниками милиции. Вначале к взрывному устройству подходит робот. С помощью видеокамеры, закрепленной у него на корпусе, оператор видит бомбу.
Принимается решение: взрывать на месте или с предосторожностями везти на полигон. Если принимается решение взрывать, в пушку робота закладывается пороховой заряд, заливается вода и следует выстрел.
Скорость водяной струи при выстреле 400 километров в час. Взрывотехники ФСБ используют в своей работе роботов, произведенных в Ирландии. Сейчас идет разработка российского аналога.
Вода разрушает бомбу, оставляя следователям массу улик и информации. По основным частям взрывного устройства можно определить не только, где эти детали были изготовлены, но часто и конкретное помещение, где бомба была собрана.
Бывали случаи, когда к взрывному устройству невозможно подобраться или есть необходимость перенести его в другое место. Тогда в дело вступают взрывотехники, облаченные в специальные защитные костюмы.
Взрывотехник ФСБ РФ: «В первые секунды, когда выходишь, страх есть. Но любой человек нормальный должен бояться идти на обезвреживание. Но затем, буквально через несколько секунд, весь собираешься с тем, чтобы выполнить задачу. Часть родных не знает, где мы работаем. Если посчитать, сколько погибает от рук преступников и сколько, скажем, гибнет на тех же дорогах, то это совершенно несоизмеримые цифры. И вопрос, что страшнее: переходить улицу на красный свет, даже на зеленый порой, либо пойти обезвредить бомбу?».
От взрыва большой мощности, такого, как сегодня, защитный костюм не спасает. Это не первый случай, когда погибают взрывотехники. В 1995 году при разминировании бомбы, заложенной в магазине на шоссе Энтузиастов, погиб подполковник Михаил Чеканов. В 1999 году, в результате взрыва доставленной с Алтуфьевского шоссе адской машинки, погиб капитан Вадим Романычев.