Как разоряли «ИжАвто»

06.11.2011, 21:10

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Кому было выгодно банкротство «ИжАвто» и по чьей вине тысячи людей
потеряли работу? Как за границу увели народные деньги и кто на них шиковал в теплых странах?

Новые повороты. Предприятие с почти полувековой историей «ИжАвто», похоже, окончательно возрождается из пепла. Там готовятся к выпуску актуальной новинки отечественного автопрома — «Лады Гранта». Если в истории с вынужденным простоем поставлена точка, благодаря принятым недавно по инициативе правительства решениям, то разбирательство с теми, кто довел легендарный завод до ручки, только вступает в фазу решительных действий.

На минувшей неделе в Объединенных Арабских Эмиратах по запросу из Москвы задержан ранее объявленный в международный розыск бывший топ-менеджер группы компаний «СОК» Андрей Фролов. По версии следствия, он и еще ряд лиц, ныне скрывающихся за границей, преднамеренно обанкротили «ИжАвто», из-за чего тысячи людей лишились работы.

Корреспондент НТВ Николай Захаров разбирался в деле на семь без малого миллиардов.

Москвич 412-й сборки Ижевского завода — гордость автовладельца Антона Смирнова. Он купил его по случаю и теперь иногда пересаживается в старую легковушку из нового импортного внедорожника. И не перестает удивляться находкам советского дизайна. Теперь Антон Смирнов если и не обгоняет кого-то на проселочной дороге, то точно обращает на себя внимание.

Последний 412-й в Ижевске выпустили в 97-м году — почти сразу после того, как отпраздновали 30-летие первого собранного здесь «Москвича». Некоторые цеха в Ижевске изначально строили как непрофильное производство оборонного завода «ИжМаш», который выпускал автоматы Калашникова. По заданию партии и правительства здесь внедрили технологию, разработанную на АЗЛК — заводе, собиравшем советский седан «Москвич».

Правда, по мнению специалистов, он был не таким комфортабельным, как, например, «Жигули», но от этого не менее желанным, причем не только среди советских граждан. «Москвичи», собранные в Ижевске, отправляли не только в страны соцлагеря, но даже на капиталистический запад. Кстати, «Москвич-408» (их тоже собирали в этих цехах) приобрел на нетрудовые доходы герой фильма «Бриллиантовая рука» по прозвищу «шеф».

«Москвич» исправно появлялся в советских кинофильмах. И вместе с «Жигулями» вполне мог разделить звание народного автомобиля. А те авто, что не попали на широкий экран, а так и остались в документальной кинохронике конструкторского бюро, теперь стоят в музее. Только здесь можно увидеть, какие машины могли ездить по дорогам наперегонки со вполне знакомыми моделями.

Директор музея уверяет, что первым джипом для продажи советским гражданам была не вазовская «Нива», а внедорожник, придуманный в Ижевске. Правда, он так и остался прототипом. Как и концепт-кары «Старт», разработанные в 72-м и в 75-м. В СССР гоночные автомобили так и не смогли обогнать гонку вооружений.

Нина Сулыга, директор музея: «Иж-14 — это полноприводный автомобиль. Он интересен своим кузовом. Здесь кузов несущий конструкции. Впервые, говорят, даже в мире появляться кузов цельносварной, несущей конструкции».

В 2009-м «ИжАвто» потрясает кризис. В начале марта завод работает три дня в неделю по шесть часов. А 1 мая предприятие полностью остановило конвейер. Почти пять тысяч человек сократили.

Лариса Кучинская, маляр: «Для всех это было, как вам сказать, шок, все расстроились — потерять работу! Сообщить, что на данный момент ты теряешь работу, это для любого шок».

Водителю Константину еще повезло: его не уволили, а отправили в отпуск с сохранением трети зарплаты.

Константин Пантюхин, водитель: «Конечно, стукнуло по карману семейного бюджета, устроился на еще одну работу, подрабатывал. Там мы делали нашу удмуртскую туалетную бумагу».

Сначала, правда, в разорении пятого по величине отечественного автозавода винили мировой экономический бизнес — мол, именно из-за него даже относительно недорогие отечественные авто стали покупать реже. Но после ряда проверок выяснилось: предприятие обанкротили специально.

Светлана Борисова, представитель Следственного департамента МВД РФ: «В 2008–2009 годах владелец группы компаний „СОК“ Юрий Кочмазов, ее топ-менеджеры Андрей Фролов и Юрий Омелин осуществили вывод ликвидного имущества, оборотных средств компании на сумму 6,7 миллиарда рублей».

За президентом компании «СОК» Андреем Фроловым полицейские Объединенных Арабских Эмиратов пришли по просьбе из Москвы. О том, что Фролов живет в собственном восточном особняке, российские следователи узнали весной. Именно беглого бизнесмена обвиняют в преднамеренном банкротстве «ИжАвто».

Светлана Борисова, Следственный департамент МВД: «Нами подготовлены документы, которые необходимо представить в правоохранительные органы Объединенных Арабских Эмиратов для экстрадиции задержанного в Россию».

Вместе с директором компании «СОК» следователи разыскивают и ее владельца Юрия Качмазова. Его состояние, по подсчетам Forbes, превышает 700 миллионов долларов (широту души самарского олигарха можно оценить по яхте стоимостью в 12 миллионов евро). Миллионера вместе с подчиненным обвиняют в разорении ижевского автозавода.

Владислав Трифонов, обозреватель ИД «Коммерсантъ»: «По неофициальной версии, начинал с бригады наперсточников, за глаза и называли его Наперсточник, стояли возле рынков и возле торговых центров».

Через несколько лет с помощью аффилированных менеджеров Юрий Качмазов стал полностью контролировать завод ВАЗ и предприятия в нескольких российских регионах.

Владислав Трифонов: «„СОК“ славился жесткостью. Классическая ситуация с рейдом, когда приходят больше парни, смотрят и не понимают: мы тут пришли, а вы тут выпендриваетесь, вы понимаете, с кем разговариваете?»

Контролировать завод «ИжАвто» группа «СОК» начала в начале двухтысячных. Затем руководить предприятием стали менеджеры во главе с бывшим вице-президентом ВАЗа Михаилом Добындо. Кстати, по делу о разорении автозавода он тоже проходит как обвиняемый. Но в отличие от четырех других соратников он сотрудничает со следствием и сейчас на свободе под подпиской о невыезде.

По версии следствия, схема, с помощью которой активы предприятия были выведены в офшоры, была довольно сложной. Но в упрощенном виде все выглядело примерно так: группа компаний «СОК», у которой было 75% акций «ИжАвто», продало их руководству своего подконтрольного предприятия. За ценные бумаги Ижевский автозавод вместо денег отдал примерно 2,5 тысячи сошедших с конвейера машин на сумму в почти 7 миллиардов рублей. Оставшись без продукции, руководство предприятия заявило, что не может расплатиться с кредитом, взятым у «Сбербанка», и объявило себя банкротом.

Эдуард Олевинский, руководитель правового бюро: «Жесткая банальная лобовая схема».

Уголовное дело о преднамеренном банкротстве предприятия возбудили, расследовали и только спустя два года обнаружили пропажу почти 7 миллиардов рублей. Естественное недоумение: у предприятия выводили активы на сумму, равную годовому бюджету Владивостока. Неужели такое можно сделать незаметно?!

Эдуард Олевинский: «Для того чтобы вывести деньги, вообще трех-пяти дней достаточно. Нарисовать документы, что-то предпринять более или менее закрывающее эту аферу, — еще две-три недели. А для того чтобы защитить интерес кредитора, нужно полгода-год-полтора».

Для того чтобы защитить интересы рабочих, многомиллиардные долги были частично списаны, а частично погашены за счет госказны. Получается: за махинации топ-менеджеров «ИжАвто» заплатили налогоплательщики. После серии сделок все акции Ижевского завода принадлежат «АвтоВАЗу». Сейчас на площадке готовой продукции — знакомые «четверки» и «семерки». А с середины 2012 года в Ижевске рассчитывают выпускать новую «Лада Гранта».

Читайте также