Российские отели шокируют ценами

06.11.2011, 21:29

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Зачем российским гостиницам возвращают звезды и станут ли там услуги качественнее и дешевле? Кому суперлюкса мало, кому хостела достаточно и какими тайнами love-отели шокируют?

Знаковая и симптоматичная. На минувшей неделе одному из самых известных зданий российской столице — Дому на набережной, построенному для ответственных советских работников и в конце 30-х прошлого века и ставшему символом сталинских репрессий, — вернули исторический облик. С его крыши сняли раздражавший многих гигантский логотип Mercedes.

Заговорили даже о том, что методы мэра Собянина по борьбе с просроченной и нелегальной рекламой могут перенять и на федеральном уровне. Вот бы и на гостиничном рынке порядок навести! Ни одних только интуристов ради — ради своих же граждан, путешествующих по стране по долгу службы и на отдыхе.

Отелей в России ежегодно в эксплуатацию сдается сотни, кое-где даже бум наблюдается, но по количеству и по соотношению «цена — качество» мы по-прежнему на задворках цивилизации.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский, погрузившись в изучение парадокса, выяснил немало пикантного.

Такую роскошь советские люди видели только в кино: в одном отелей снимался фильм «Чародей», и даже декоративные самовары сохранились. Гордость советских архитекторов 70-х — гостиница «Суздаль» — была предназначена исключительно для иностранцев и членов ЦК. Неслыханное дело: номера двухэтажные, вроде коттеджа, и при каждом — парковочное место. Это что же — все на своих машинах приезжали? Но и это лучшее наследие советского гостиничного дела сегодня требует солидных инвестиций в обновление.

Игорь Собчук, коммерческий директор гостиничного комплекса: «Нужно спутниковое телевидение. Человек привык отдыхать в комфорте, помыться, принять душ и так далее. Все это должно быть. Еще, помимо всего прочего, мы привыкли к тому, что мы приехали в гостиницу, там кондиционер стоит, чтобы чувствовать себя комфортно. И это задача, которую тоже надо решать. К сожалению, нам наследие этого не оставило».

Впрочем, отсутствие кондиционеров — это порой даже не досадная мелочь.

Служащая: «С душем у нас накладно, душа нет».
Корреспондент: «То есть душа в гостинице вообще нет?»
Cлужащая: «Нет. Есть баня недалеко».

Нашего человека, конечно, и общим на этаж туалетом не испугаешь, но иностранец долго будет биться над загадкой русской души: чего же они ремонт-то не сделают?! Ответ: «И так сойдет, не нравится — не живите». Это из области непереводимого русского фольклора. Но в том, что такие ответы до сих пор звучат, убеждался любой человек, поездивший по стране. Для операторов НТВ, которые по сотне дней в году проводят в командировках, вообще больная тема.

Павел Платонов, оператор НТВ: «Маленький, крохотный номер, старый советский телевизор, но это не главная проблема. Самая главная — маленькая кровать, которую делают для вьетнамцев. Плюс сидят горничные на этаже, которые смотрят, когда пришел, и обязательно им утром надо постучаться в дверь и сказать, что, мол, срочная уборка, потому что иначе мы не уберем у вас вообще никогда. То есть таким образом тебе говорят: все, пора отсюда валить!»

Велика Россия, а работать некому. Проблему грамотного персонала называют основной — и наши, и западные отельеры, которые разворачивают здесь бизнес. Серьезных вузов, где преподают профессоры, а студенты проходят практику в солидных гостиницах, — единицы. Но проблема даже не в этом. Студенты, которые учат по три иностранных языка и глубоко погружаются в экономику отеля, мечтают о галстуке топ-менеджера, а вовсе не о фартуке горничной или салфетке официанта. К тому же как встретить гостя на ресепшен, не учат практически нигде.

Александр Радьков, руководитель Федерального агентства по туризму РФ: «У нас не хватает, к сожалению, достаточного уровня профессиональных кадров линейного звена. Это горничные, официанты, бармены. Часто молодежь не идет работать в этот сектор только по той простой причине, что бытует такое мнение: это не престижная профессия».

Хочешь, чтобы все было хорошо, делай все сам. Владимир Суриков всю жизнь работал художником, а стал отельером. Сам все построил, сам мебель сделал, сам винтажный интерьер собрал, сам же с женой постояльцев обслуживает. В результате бизнес работает как часы. На Новый год цены втрое выше обычных, доходит и до шести тысяч в сутки, все места раскуплены. Еще в августе.

Владимир Суриков, владелец отеля: «Ну, в денежном эквиваленте, конечно, я миллиардами тут не ворочаю. Но я чувствую себя свободно».

Но в Суздале, кажется, все звезды сошлись для того, чтобы гостиничный бизнес расцвел как нигде в России. Древние монастыри, тихая прелесть российской глубинки и туристы. А при этом и другой работы просто нет. Здесь дорогой премиум и уютный эконом бок о бок уживаются на одних улицах.

В России, по крайней мере в туристических ее центрах, отельерам уже давно приходится применять максимум фантазии. Недостаточно построить просто бетонную коробку с одинаковыми номерами — лишь бы было где упасть. Однако для всей России — от Москвы до самых до окраин — характерна одна нерешенная проблема, если нужно приехать в другой город по делам не на два дня, а на месяц. Но ведь даже в провинции не найдешь мало-мальски приличного номера дешевле двух тысяч, а это уже 60 в месяц, то есть цена аренды квартиры в пределах столичного Садового кольца.

При этом рассчитать, что сколько стоит, совершенно невозможно: в российских гостиницах системы координат просто не существует. Вот если в западной практике, то средняя цена за номер выводится по формуле.

Евгения Алдашкина, специалист отеля по маркетингу и коммуникациям: «Доход, полученный от всех проданных номеров, делится на количество проданных номеров. Так высчитывается средняя цена номера».

Пусть в данном случае это и 12 тысяч за ночь, но главное, что у нас цены вообще берут с потолка. Сегодня любой отель в России может нарисовать на фасаде хоть 5 звезд, хоть 25. Сертификация звездного качества — дело сугубо добровольное. Хотя в любой гостинице Европы 5 звезд, если нет бассейна, парковки, если отель не в историческом центре — там множество четких критериев, — это уже повод для судебного иска, то в России отстаивать свои права берутся немногие. Это ведь не сыр в магазине. Как докажешь, что полотенце в номере не достаточно свежее? Хотя случается это сплошь и рядом.

Алишер Захидов, юрист, представитель Общества защиты прав потребителей: «При катастрофической нехватке отелей среднего класса, как в Москве, так и по России, невзирая на очень высокие цены, люди часто не получают того, что они должны получить».

Юлия Романович, генеральный директор компании HROS: «Очень часто клиенты жалуются на питание, на расположение гостиниц, на несоответствие номеров описанию».

То есть цена тут, как правило, не гарантирует качества. Пожалуй, решением могли бы стать хостелы. Тут даже в Москве в центре можно поселиться за 500 рублей. Минимум необходимого: кровать, душ, кухня, Интернет. Но хостелы, при том, что их еще и мало, все равно остаются молодежно-тусовочно-студенческим вариантом. Для итальянца Марко — в самый раз.

Марко, турист: «Мне нравится русская культура, русская традиция, русский фуд, борщ тоже, вкусно».
Корреспондент: «А водку?»
Марко: «Водка тоже каждый день. Я когда был здесь, только знаю: „доброе утро“, „добрый вечер“, „добрый день“, „как дела — пока не родила“. И потом каждый день я слушал новый язык, и я не забыл».

Но людям постарше не то что как-то несолидно, а просто абсолютно непривычно погружаться в атмосферу интернационального общежития. Их даже само слово пугает.

Даниил Мишин, владелец сети хостелов: «Самая большая проблема — это отсутствие узнаваемости формата. Говоришь слово „хостел“, и люди не понимают, о чем идет речь. Они путают со словом „хоспис“».

Спрос на приличные недорогие гостиницы огромен, но российская экономика сегодня устроена так, что просто не может ответить на него, как полагается, предложением.

Александр Радьков, руководитель Федерального агентства по туризму РФ: «К сожалению, у нас для инвесторов предоставляются комфортные условия для инвестирования гостиниц такого класса. Это все-таки высокая стоимость земельных участков, отсутствие реальных льгот для налогообложения при строительстве отелей такого класса — 1, 2, 3 звезды. Высокие тарифы на подключение к коммунальным сетям».

Гостиничный бизнес страдает от того же, что и почти все остальные, — хроническое отсутствие «длинных» денег. Ситуация по-прежнему такова, что любой инвестор стремится вернуть деньги как можно быстрее. А это получается только с богатыми клиентами.

Алексей Брага, заместитель директора по маркетингу арт-отеля «Николаевский посад»: «Потому что какие-то первоначальные вложения, они зачастую должны быть очень велики для создания более-менее комфортных условий. И при таких вложениях многие считают нецелесообразным делать жилье экономкласса».

Там, где деньги обращаются быстро, и гостиничный сервис развивается стремительно и даже буйно. В московской сети отелей с почасовой оплатой фантазии клиентов не просто удовлетворяют — их предвосхищают. Интимная романтика с цветами и свечками — давно стандартная услуга.

Андрей Казаков, управляющий сети мини-гостиниц «Подушкин»: «Чем еще хочу похвалиться? Такого нет нигде! Станок для любовных утех. Можно так, можно так — как угодно. Ребята, фантазируйте, пристегивайтесь, дурачьтесь. Все что угодно. Все это в номере. Это комплектация. Не надо ни за что платить».

Обычные гостиницы деньги берут сразу за сутки. Но гости этого отеля столько оплаченного времени просто не выдержат. А час-другой не сильно бьет по карману. Здесь даже есть специальный тариф — студенческий — 750 рублей.

Андрей Казаков, управляющий сети мини-гостиниц «Подушкин»: «То есть, в общем-то, на стипендию можно сходить, и не раз».

Читайте также