Шедевр Ге неожиданно нашли в запаснике

04.11.2011, 09:53

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

Картина русского живописца-передвижника Николая Ге пролежала в запаснике музея, посвященного истории казачества.

В запаснике новочеркасского Музея истории донского казачества обнаружена неизвестная картина русского живописца-передвижника Николая Ге. Ее обнаружили сотрудники Третьяковской галереи, когда собирали информацию о наследии Ге, готовили большую выставку к 180-летию со дня рождения художника.

Репортаж корреспондента НТВ Михаила Антропова.

Парадокс истории с обретением неизвестной картины Николая Ге в том, что работу художника, в общем-то, никто и не терял. Она много десятилетий хранилась в музее. Экспозиции здесь в основном этнографические, акцент — на историю казачества. Картину «Распятие» воспринимали как экспонат ценный, но не вписывающийся в общую концепцию. Поэтому на обзор полотно не выставляли.

Евгения Ситливая, новочеркасский Музей истории донского казачества: «Мы всегда знали об этой картине и хранили ее. Но мы, в общем-то, не подозревали, что она неизвестна научной общественности».

Полотно размером почти 2 на 1,5 метра, возможно, открывает знаменитый «Страстной цикл» — серию картин, которую Ге создавал 10 лет. Дата рядом с подписью: 1884 год. Именно с этого времени, следуя идеям Толстого, художник пишет картины на евангельские темы. Его видение страданий Христа не всегда находило понимание у современников.

Евгения Ситливая, новочеркасский Музей истории донского казачества: «Очень необычно то, что „Распятие“ написано на фоне моря, ведь мы знаем, что это произошло на знаменитой горе Голгофе. Скорее всего, Ге вкладывал в это некий символический смысл».

О существовании местонахождении «Распятия» сотрудники Третьяковки узнали почти случайно — создавая каталог творчества художника, работая с музеями, исследователями и частными коллекционерами.

Виктория Науменко , новочеркасский Музей истории донского казачества: «В архиве одного из частных коллекционеров они нашли письмо. Это письмо из нашего музея данному коллекционеру, который подтверждал, что в нашем музее действительно хранится картина Ге».

До сих пор загадка, как именно картина попала в музей. Искусствоведы предполагают: работа могла быть заказной. Художник писал распятие для католического либо лютеранского храма. В 30-е годы, когда началось массовое закрытие церквей, картину, вероятно, передали в музей. Первые исследования подтверждают: до этого распятие действительно несколько лет могло висеть в храме.

Евгения Ситливая, новочеркасский Музей истории донского казачества: «Они взяли на пробу грунт картины и в приватной беседе сказали мне, что действительно есть частицы воска, частицы остатков копоти от плавленых свечей».

Но главная задача исследований Третьяковской галереи — установить, действительно ли Николай Ге является автором этой картины. Стилистика у экспертов сомнений не вызывает. Еще одна важная деталь, подтверждающая подлинность картины, — массивная черная рама. Доподлинно известно: Николай Ге чаще всего отдавал предпочтение именно такому оформлению своих работ.

Прежде неизвестная картина великого русского художника, по всей видимости, будет и дальше храниться в том же Новочеркасском музее. Правда, с учетом последних событий ей отведут более почетное место. Есть и название для новой экспозиции: «Выставка одного шедевра».

Читайте также