Россиян призывают не паниковать из-за евротряски

04.11.2011, 00:37

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер), Иван Трушкин, Игорь Полетаев
Видео программы «Сегодня»

Поведение греческого премьер-министра возмутило гигантов еврозоны. Ему поставили ультиматум, после которого Папандреу пошел на попятную. Однако последствия греческого шторма просчитать трудно.

Сегодня в Каннах разворачивался очередной акт греческой трагедии, внесшей сумбур в программу саммита «большой двадцатки»: лидеры крупнейших экономик мира вместе занялись спасением евро.

После недавнего демарша премьера Греции сегодня Афинам был предъявлен ультиматум: либо они одобряют и принимают европейский план помощи, либо вспоминают о своей национальной валюте и покидают еврозону. После такого оказавшийся в весьма щекотливой ситуации премьер Папандреу еще пытался сохранить лицо, но фактически пошел на попятную.

Успокоятся ли после этого рынки и как греческий шторм может отразится на России, разбирался Иван Трушкин. Репортаж НТВ.

Внезапно проснувшаяся у греческого премьера Георгиоса Папандреу любовь к демократии шокировала изможденную долгами Афин Европу. Весь день мировые лидеры, собравшиеся во Франции на саммит двадцатки, забыв о повестке дня, напряженно обсуждали: что делать? Перспектива того, что судьбу евро будут решать не высоколобые финансисты, а недовольные жизнью греки, которым что ни день предлагают затягивать пояса потуже, никого не радовала. Греческого премьера призывали образумиться и отменить злосчастный референдум. К вечеру он не выдержал.

Георгиос Папандреу, премьер-министр Греции: «Я сказал нашим зарубежным партнерам: если оппозиция сядет за стол переговоров, чтобы одобрить соглашение, то не потребуется референдум. Так и случилось. Мы не будем проводить его, референдум никогда не был целью сам по себе. Однако реальная проблема продолжает существовать. Ведь мы еще не вырвались из водоворота».

Но радоваться рано: есть опасения, что раззадоренные греки сейчас вполне могут отправить в отставку не оправдавшего надежд премьера — голоса о том, что он пляшет под дудку иностранцев звучат все громче. А тогда договариваться придется уже с новыми властями, которые могут забыть обо всех прошлых договоренностях. Как на все это реагировать, и решают сейчас в Каннах главы государств и правительств.

За происходящим следит обозреватель НТВ Вадим Глускер.

Сегодня в Каннах только и разговоров было о том, как не допустить выхода Греции из еврозоны, продолжая помогать ей материально. Но чтобы понять всю интригу переговоров, достаточно было внимательно посмотреть на рассадку лидеров государств. Председательствующий Николя Саркози по правую руку от себя посадил канцлера Германии, по левую — президента США. А вот уже круг почета Барака Обамы: нарочито долгое общение с премьер-министром Турции Эрдоганом под неодобрительным взглядом французского президента и демонстративное игнорирование Сильвио Берлускони.

Николя Саркози делает резкое заявление о том, что в случае обвала евро взорвется вся Европа. Но тут же замечает, что вмешиваться в дела суверенного государства никто не имеет права.

Николя Саркози, президент Франции: «Франция не будет вмешиваться во внутренние дела Греции. Но мы, конечно, хотим, чтобы Греция осталась в зоне евро. Однако что мы можем поделать, если сами греки этого не хотят?»

Заморозив предоставление очередного транша в 8 миллиардов евро, страны еврозоны практически попросили помощи извне. Дмитрий Медведев заявил, что Россия также готова оказать помощь Евросоюзу, однако подчеркнул, что все будет зависеть от самих греков.

Дмитрий Медведев, президент России: «Ситуация неопределенная, но я все-таки надеюсь, что у руководства Греции, у правительства Греции, уж не знаю, какого — нынешнего или коалиционного — хватит выдержки для того, чтобы довести этот курс до конца и получить наконец средства для того, чтобы преодолеть масштабный кризис, поразивший греческую экономику. Потому что от решения этого вопроса зависит устойчивость в зоне евро и развитие событий на европейском континенте и, может быть, даже и раскрутка нового витка финансового кризиса».

Кроме того, Дмитрий Медведев предложил провести саммит «двадцатки» 2013 года в России.

Референдум о сохранении евро в пору проводить не Греции, а у главных доноров единой валюты — Франции и Германии. Каждый второй немец уже сейчас мечтает носить в кошельке старые-добрые дойчмарки. Три четверти населения Германии в перспективы евро не верят. Солидарны с ними больше половины французов — там, правда, пессимизм не столь глубок.

И получается, что избирателям все сложнее объяснить, зачем вкачивать миллионы в строптивую Элладу, при том, что спасение Греции всех проблем Европы точно не решит. Тут можно создать целый клуб евродолжников — серьезные проблемы у Италии, Испании, Португалии и Ирландии. И им тоже нужно помогать. А потому, размышляют экономисты, не проще ли отправить греков в свободное плавание?

Сергей Алексашенко, экономист: «Выход Греции из зоны евро — это как отрубить хвост экстерьеру до конца и сразу. Если принимать план спасения Греции один за другим, я напомню, за последние 12 месяцев это уже третий план спасения Греции, и каждый раз он идет все дальше и дальше, и никто не понимает, этого хватит или не хватит?»

Допустим, Грецию из Еврозоны попросили — что дальше? С одной стороны — обвал котировок, бегство инвесторов, кризис и прочие неприятности. С другой — кучу денег, которые можно было потратить на Грецию, можно отправить на спасение других, более стабильных экономик. А значит евро в итоге станет лучше.

Сергей Алексашенко: «Мне хочется успокоить российских граждан, мне кажется, что если вдруг Греция решит выйти из зоны евро, то евро только укрепится, а значит, для России не возникнет никаких проблем. Самыми большими проблемами для России последствиями финансового кризиса в Еврозоне являются замораживание финансовых рынков, то есть это невозможность российских компаний привлечь ни долгосрочные ни краткосрочные кредиты».

А что делать нашему человеку, скопившему немного денег и размышляющему, куда их девать в связи со всей этой неразберихой? Понятно, что евротряска отзовется и в России. Но финансисты стараются успокоить — ради сохранности своих кровно заработанных не нужно поддаваться панике.

Ярослав Кабаков, финансовый аналитик: «А самое главное посоветую, что если вы при каждой новости будете бежать в обменник, меняя рубль на ту или иную валюту и переходя обратно, это, конечно, большой пользы не принесет».

Неразбериха с греческими долгами должна была ударить по биржам — игроки не любят, когда все туманно. Но на удивление день закончился ростом индексов.

Как такое возможно, выяснил экономический обозреватель НТВ Игорь Полетаев.

Биржи сегодня неожиданно воспрянули. На помощь пришел Супер Марио: Европейский ЦБ неожиданно срезал базовую ставку на четверть процентного пункта, до 1,25% годовых. Супер Марио — это прозвище нового главы Европейского ЦБ Марио Драги, которое он получил за свой профессионализм (в должность он вступил позавчера).

Кислые мины игроков на российских РТС с ММВБ, как и на мировых биржах, сменились улыбкой, но радоваться рано — Папандреу своим референдумом устроил на рынках разгром. Евро к доллару снова падает. Рубль сегодня продолжил ползти вниз. Доллар вырос на 16 копеек, курс на выходные — 30 рублей 84 копейки. Евро добавил 7 копеек, курс — 42 рубля 21 копейка.

Папандреу подвесил рынки как минимум до первых чисел декабря, когда должен состояться референдум. Между тем, долговые проблемы Европы могут перерасти во вторую волну мирового кризиса. Если такое случится, спрос на энергоносители, скорее всего, снизится. В 2008-м, например, нефть подешевела в пять раз, до 30 долларов. Сейчас — 100 долларов.

Сергей Алексашенко: «Рубль зависит целиком и полностью от цен на нефть, в краткосрочной перспективе, если ситуация в зоне евро улучшится, то и с нефтью все будет в порядке, и с рублем ничего не произойдет».

Для рынков важна определенность — если уж решили отправить Грецию обратно к драхме, то уж заявите об этом прямо. В конце концов, уверяют аналитики, после шока первых месяцев наступит светлое будущее — Греция избавится от части долгов и сможет наконец выйти из затяжного экономического пике. А Европа потратит выделенные Афинам миллиарды на тех, кого еще стоит спасать — Италии и прочим. Для них вылет Греции из еврозоны станет наглядным уроком.

Читайте также