Аполлона с Большого «приодели» петербургские мастера

03.11.2011, 21:27

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Корреспондент НТВ Павел Рыжков узнал детали исторической реставрации Большого театра, которую пока не обсуждают искусствоведы.

В реставрации Большого театра появился петербургский след. Утраченные элементы квадриги Аполлона воссоздавали специалисты из Северной столицы. Работа над скульптурной композицией продолжалась более года. И по поводу некоторых деталей возникли споры в среде блогеров, а также историков и специалистов.

Нюансы исторической реставрации столичного бренда уточнил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Утраченный лавровый венок Аполлон с квадриги Большого театра получил из рук петербуржца Владимира Никифорова. Реставратор вместе с группой коллег воссоздали несколько потерянных элементов скульптурной композиции.

Оторваны были и подковы, и фибула с плаща бога, и еще кое-что по мелочам. Что-то разрушило время, а какие-то части квадриги брали на экспертизу и, возможно, оставили на память. Пропал и лист с тела Аполлона.

Владимир Никифоров, реставратор квадриги Большого театра: «Нашли фотографии еще XIX века, где есть венок и фиговый лист. Великасов Александр Валерьевич позвонил мне и попросил приехать. Я приезжаю, он достает из кармана сторублевку, протягивает мне. Я не понимаю. Он говорит: „Владимир Евгеньевич, вот Вам чертеж. Могли бы Вы взяться за реставрацию?“».

Кстати, на сторублевых купюрах символ Большого изображен без венка и фигового листа. Если с детализацией лаврового венка проблем почти не возникло, то, как прикрыть причинное место Аполлона, Никифоров не знал. Представленное фото не давало нужной информации скульптору.

За материалом он отправился в Эрмитаж, но античные скульптуры и копии XVIII века там, в основном, нагие. После в Петергофе Никифоров вдохновился парными фонтанами «Адам» и «Ева». И создал некий собирательный образ увиденного. Но сомнения, а так ли необходима подобная драпировка, у реставратора все-таки были.

Владимир Никифоров, реставратор: «Когда лист появился, трудно судить. Сомнения были всякие, но когда расчистили, сняли наслоения краски, до меди все обнажили, то были видны места крепления».

По мнению специалистов по античности, если скульптура изначально сделана анатомически безупречно и нет каких-либо утрат, никаких листков быть не должно. Кроме того, без этого элемента символ театра обходился более 100 лет, и в таком виде квадрига стала своеобразным брендом столицы. Заказ петербуржцы выполнили безупречно. Медный лист лично изготовил руководитель группы Никифоров. Правда, за работу субподрядчик до конца не рассчитался.

Владимир Никифоров, реставратор: «Еще треть где-то в обещаниях. Хотя уже, конечно, второй год вовсю идет».

Считается, что петербуржцы имеют больше опыта работы с такими объектами. Никифоров работал над реставрацией Главного штаба и делал украшения фасада концертного зала Мариинского. Внутрь одного из коней квадриги Большого реставратор заложил капсулу с посланием потомкам, а лист сделал все-таки на съемных креплениях, если возникнет необходимость его снять.

Подобная квадрига есть и в Петербурге и является символом Александринского театра. Покровителя искусств Аполлона автор скульптурной композиции Степан Пименов прикрыл только развевающимся на ветру тогой. Возможно, чтобы не вызывать в будущем споры между специалистами по античности и искусствоведами. Должен быть листок или нет.

Связанные новости

Читайте также