Актрисы вжились в роли до слез и истерик

03.11.2011, 18:09

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На «Открытой сцене» Петербурга готовится премьера спектакля «Ирмос» о женщинах военной поры.

В здании бывшего театра «Буфф» на Народной улице Петербурга премьера. Режиссер Ирма Комладзе и на этот раз удивляет публику. Хотя тема, на первый взгляд, многим может показаться избитой — жизнь деревенских женщин, проводивших солдата на фронт.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков вышел с просмотра под впечатлением.

Где-то у Володарского моста в ноябрьский вечер в душной темноте плачут бабы. Новая постановка Ирмы Комладзе — это даже не спектакль. Это именно что параллельная реальность: не то игры с подсознанием, не то поход в прошлое, не то поиски другого потерянного настоящего.

Динара Кобелева, актриса, исполнительница роли Бабушки: «Наверное, это именно так, как это могло быть в жизни. Мы в экспедициях часто сталкивались с бабушками, которые могли причитать и вся деревня как-то неадекватно на них реагировала. У нее сын умер, а она все причитает. Может быть, раньше как раз было по-другому».

Название «Ирмос» — с греческого связь, сплетение. Пять женщин в деревне проводили на войну солдата, а, проводив, совершают обряды — плач, опахивание, колядование. Все, что необходимо.

Все те обряды и ритуалы, которые есть в спектакле, многим могут показаться малознакомыми и старинными, из какой-то прошлой жизни. Но Ирма Комладзе, режиссер спектакля, полагает, что сегодня, в XXI веке в Петербурге все живут, руководствуясь приблизительно теми же принципами и теми же правилами.

Девушки, играющие в спектакле, как одна признаются: их роли за два года репетиций стали их жизнью. Образы матери, солдатки, бабушки, юродивой и вдовы так или иначе пришлось действительно примерять на себя.

Анна Венцковская, актриса, исполнительница роли Вдовы: «У меня был такой момент, что я шла по Благовещенскому мосту, был сильный ветер. И мне стало так страшно, что вот-вот — и я в воду брошусь. Для меня это было ужасно. Я пришла не репетицию, у меня началась истерика. Я говорила, что больше не могу этого делать».

На проекционном экране — военные фотографии. Впрочем, это не более чем страшный фон для жизни пяти женщин. «Человек в принципе не должен находиться на войне», — говорит режиссер. Но спектакль, все же, не об этом.

Ирма Комладзе, режиссер: «Это не пацифистский спектакль, а женский. Это спектакль про то, что женщина всю жизнь терпит, ждет и любит. Если она этого не делает, Вселенная летит в тартарары».

Комладзе строит собственную Вселенную, играть в которой приходится другим людям. Удивительно, что, безропотно соглашаясь, они даже не просят ее что-то изменить в сценарии. Хотя, возможно, в какой-то момент от режиссера уже ничего и не зависит.