Пилот Як-42 боролся с конвульсиями

02.11.2011, 17:43

Видео программы «Сегодня»

Причиной катастрофы Як-42 стал целый ряд ошибок, допущенных командиром и вторым пилотом, который перед полетом принимал лекарство от конвульсий.

Межгосударственный авиационный комитет сегодня назвал причины катастрофы, в которой погиб ярославский «Локомотив» и которая привела к перетряске всей гражданской авиации страны. Вывод экспертов — ошибка экипажа. А именно — кто-то из пилотов во время разгона жал на тормоза.

Корреспондент НТВ Александр Калинин слушал отчет.

Межгосударственный авиационный комитет вел расследование почти месяца. Результаты поражают: катастрофу вызвал целый ряд ошибок, допущенных командиром и вторым пилотом. Самолет при этом был абсолютно исправен, и предполетная подготовка прошла штатно.

Алексей Морозов, Межгосударственный авиационный комитет: «Расчеты показывают, что при фактической взлетной массе примерно 54 тонны длины ВПП в три тысячи метров было достаточно для взлета на номинальном режиме работы двигателя. При ответе на пункт контрольной карты „взлетные данные“ командир воздушного судна сказал: „рассчитаны, доложены“, однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было. Анализ показал, что экипаж расчет параметров взлета не выполнял».

Это, судя по всему, и сыграло роковую роль. Не приняв во внимание общую массу судна, командир решил оторвать нос от земли на скорости 190 километров в час, тогда как нужно было разогнаться до 210. Капитал потянул штурвал на себя, почувствовал сильное сопротивление,и, чтобы преодолеть его, похоже, сам того не понимая, уперся ногами в педали тормоза.

Алексей Морозов: «Максимальная величина тормозящей силы составила примерно 8 тонн. Анализ показал, что тормозящая сила подобной величины может быть создана только при использовании системы торможения основных колес шасси. Еще большему обжатию тормозных педалей при неправильном положении ног способствовало наличие повышенных тянущих усилий, прилагаемых пилотом к колонке штурвала, которые увеличивались с ростом скорости, то есть шарнирного момента и требовали от пилотирующего пилота упираться ногами в педали».

Кажется, торможение на старте — это что-то из области грубых ошибок новичков, впервые севших за руль не то что самолета — автомобиля. В авиации такое просто трудно представить.

Оказывается, напрасно. Специалисты МАК, похоже, и сами немало удивились, выяснив, что пилоты самолетов Як-42 частенько тормозят на взлете. Особенно те, что переучивались после управления старым Як-40. Комиссия выяснила, что командир аварийного Яка отлетал на старой модели около четырех тысяч часов, а на новой — всего лишь 500. Второй пилот управлял Як-40 почти 13 тысяч часов. А 42-м — всего 613. У педалей Як-40 есть так называемые есть так называемые «чашечки», в которые очень удобно ставить ногу. Эта привычка и сыграла с пилотами злую шутку.

Василий Севастьянов, летчик-испытатель конструкторского бюро имени Яковлева: «На этих скоростях самолет должен был уже лететь. При подтормаживании на этих установленных скоростях самолет нос не поднимал, и продолжалось движение по ВПП».

Как выяснили эксперты МАК, второй пилот во время полета находился под воздействием препарата фенобарбетал, применяемым для борьбы с конвульсиями конечностей и даже в качестве снотворного.

Алексей Морозов: «По результатам судебно-медицинской экспертизы в организме второго пилота обнаружен фенобарбитал. Препарат, оказывающий тормозящие действия на центральную нервную систему и запрещенный к применению пилотами. С 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах. А с 2005 года и на руках, что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть о развитии у него полинейропатического синдрома. Он проявляется в том числе в нарушении координации движения ног».

Несмотря на то, что причины катастрофы теперь известны, выводы о виновности конкретных лиц делать пока рано.

Владимир Маркин, Следственный комитет РФ: «Только сопоставив и проанализировав все имеющиеся материалы по делу, результаты судебных экспертиз и отчет технической комиссии, а также после завершения всего объема следственных действий Следственный комитет России сможет установить причины и условия, которые привели к авиакатастрофе, а также лиц, виновных в этом происшествии, и принять законное и обоснованное процессуальное решение».

В катастрофе Як-42 под Ярославлем погибли 44 человека. Взлетев с аэродрома Тунонша, самолет не смог набрать высоту и рухнул, сбив на земле мачту радиомаяка.

Василий Севастьянов: «Столкновение с мачтой радиомаяка не повлияло на исход полета. Все было определено еще до столкновения с антенной».

Между тем не все довольны результатом расследования МАК. Адвокат Игорь Трунов, к которому обращались родственники погибших, говорит, что делом теперь займутся независимые эксперты.

Игорь Трунов, адвокат: «Заключение МАК оставляет желать лучшего. Те эксперты, с которыми мы раньше работали по всем авиакатастрофам, готовят свое заключение… Мы работаем со специалистами с опытом работы в отрасли по 30–40 лет, они говорят о том, что заключение МАК несправедливо, и ощущается желание списать все на погибшего летчика».

Читайте также