Медведи стали мельче и опаснее

30.10.2011, 21:41

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Почему царь лесов все чаще нападает на человека, и какие меры принимает медвежья полиция? Где изучают повадки хищника и воспитывают косолапых сирот?

Минувшая неделя преподнесла новые свидетельства агрессивного поведения царя российских лесов. Очередное нападение медведя на человека зафиксировано в Красноярском крае.

В Карачаево-Черкесии, чтобы утихомирить косолапого убийцу, терроризировавшего жителей одного из местных сел, пришлось принимать крайние меры. В результате настоящей спецоперации, к которой привлекли аж 80 охотников, он был застрелен.

И это лишь пара звеньев наметившейся тенденции. Есть, впрочем, на территории страны место, где могли бы пролить свет на причины происходящего: там десятилетиями изучают повадки зверя и даже общий язык с ним находят.

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков, чтобы добыть уникальные сведения, шагнул в берлогу.

С утра в деревушке — кто в лес, кто по дрова. Но практически все здесь — для медведей, их изучают и спасают. Они и при въезде, и на избах. Да и возродили этот заброшенный хутор только благодаря экспериментам профессора Пажетнова. Тут даже построили отдельный так называемый дом-берлогу.

Валентин Пажетнов, доктор биологических наук: «Здесь все, здесь своя обстановка, здесь свой запах, он и сейчас есть, — медвежачий».

В молодости Валентин Сергеевич был профессиональным охотником, но потом ударился в науку, затем его дело подхватил сын Сергей. А теперь присоединился и внук Василий.

В этом месте среди валдайских лесов живут одни из самых известных медведоведов в стране. Были годы, когда местных жителей здесь было меньше, чем самих медведей, временно проживающих в деревне. Поэтому Старые Бубоницы называют, пожалуй, самым медвежьим местом России.

В Бубоницы медведи попадают из разных регионов страны. Кого-то берут по просьбе егерей, кого-то изымает прокуратура и не знает, что с медвежатами делать дальше. Везут также из зоопарков, но самое большое прибавление — после сезона охоты. Охота на берлоге — одна из самых популярных. Но именно после нее остаются медвежата, которые сами в лесу не выживут.

Уже больше 10 лет в Бубоницах применяют свою методику подготовки медвежат к жизни в лесу. Одно из главных правил — зверь не должен считывать лицо и слышать речь. Правильный медведь должен уважать и бояться человека.

На первых этапах медвежат подкармливают, ограждают от опасности и только потом небольшими группами начинают отпускать на самостоятельные прогулки. А один раз, например, медведя Демьяна и его группу еле обнаружили.

Сергей Пажетнов, руководитель проекта по реабилитации медвежат: «На земле на него могут напасть волки, медведи дикие, человек. А в дереве он чувствует себя в безопасности, поэтому таким образом они спасаются от врагов».

Новую группу с GPS-ошейниками в дикую природу отпустят следующей весной. У них появился уже лидер, и первое время скорее всего они будут держаться вместе, пока окончательно не определятся со своей территорией в лесу.

Валентин Пажетнов: «Уровень социального напряжения в популяции достаточно высокий. В заповеднике, где не мешают люди, медведи собираются в такие группы, и самец-доминант является единицей, для остальных центростремительной. Все с ним пытаются контактировать, с его запахом».

В Бубоницы в сентябре съехались все ведущие российские специалисты по медведю. Такой сбор ученые проводят раз в четыре года — анализируют данные о миграции медведя, о передвижении зверей с радиоошейниками, обсуждают разновидности берлог. В этот раз на съезде сенсаций не было, но были плохие новости.

Владимир Кобяков, корреспондент НТВ: «А сейчас существует проблема с количеством, с популяцией?»
Василий Пажетнов, зоолог: « С количеством не существует, существует только проблема с морфометрическими характеристиками самого медведя, размерами, то есть медведь мельчает».

Для изучения эволюции уже несколько лет собирают черепа медведей из разных регионов. Для этого есть специальное хранилище. Коллекция пригодится для генетиков, ведь науке надо знать, почему медведи теряют в весе или покидают какие-то территории.

Павел Кораблёв, сотрудник научного отдела центрально-лесного заповедника: «Можно взять ткань из зуба, провести генетический анализ и понять, насколько обеднены популяции, где медведей очень мало, есть ли у них будущее эволюционное или нет».

Еще одно направление исследований — это встречи медведя и человека в лесу. Ученые считают, что бегство или крик мало кому помогают.

Василий Пажетнов, зоолог: «Медведи очень сильно еще боятся членораздельной речи и можно ему что-то сказать. Достаточно начать громко просто-напросто разговаривать, не орать, но членораздельно говорить».
Владимир Кобяков: «То есть не орать, а сказать „здравствуй, медведь“»
Василий Пажетнов: «Ну, или так можно. Просто членораздельная речь для медведя — тоже страх».

Нападения медведя на человека очень редко попадает на видео, в основном это ролики с дрессированными или прикормленными животными. Ученым до сих пор сложно понять, какие именно факторы вызывают резкую агрессию.

Недавно подобный случай прроизошел в Тебердинском заповеднике. На записи видно, как Хаджи-Мурат Акбаев еще спокойно общается с медведем. Но спустя несколько дней получилось, что медведь набросился на смотрителя вольера и заломал самого Хаджи-Мурата. Подоспевший охранник успел застрелить зверя. Смотритель от травм погиб, а дрессировщик — в реанимации. Ученые уверены — пик спонтанной агрессии приходится примерно на один и тот же возраст.

Валентин Пажетнов: «До четырех лет медведь — это ребенок. Потом в какой-то момент постепенно накапливается внутреннее поведение, направленное на то, чтоб он был сам по себе. И его все начинает раздражать, и это, и то. То есть он очень быстро из одного состояния переходит в другое. Вот накопилось у него и — все».

Из 178 медведей, которые прошли через центр в Бубоницах, еще ни один не отметился нападением на человека. Но иногда сюда поступают звонки о помощи: мол, кто-то из медведей утратил доверие. Тогда местные зоологи превращаются в следователей и экстренно выезжают.

Из Жуковки сообщили, например, что несколько дней наблюдают медведей прямо на улицах деревни. А накануне звери едва не разорили сельского предпринимателя Николаича и его партнеров. Пострадали улья.

Местный житель: «Они отбежали. Напарник мой подходит к ним, а они как бы на него нападают, на него: уходи, мол, отсюда, это наша территория, наш мед».

Проверка показала, что медвежат сюда привел медведь-пасечник. Но отвадить его от этих земель местные жители не смогли. Было решено устроить ночную засаду. Но с наступлением темноты в этот раз никто не пришел, поэтому все закончилось профилактикой на подступах к деревне.

На следующий день предприниматель Николаич и сам провел анализ. Если человек конфликтует с медведем, значит, где-то были ошибки.

Местный житель: «Кстати, здесь не медведь виноват, виноват человек ведь».

Читайте также