Работающие пенсионеры должны благодарить Бориса Альтговзена

28.10.2011, 21:07

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В год 20-летия Конституционного суда корреспондент НТВ узнал судьбу первого заявителя из Петербурга и то, как его борьба за свои права повлияла на статьи действующего Кодекса законов о труде.

Сегодня на Сенатской площади, Крестовском острове, улице Савушкина и в Комарове отмечают одну и ту же дату — 20-летие Конституционного суда. Два десятилетия назад, 30 октября 1991 года, судьи собрались на свое первое рабочее совещание. Это было в Москве. Тогда никто и предположить не мог, что суд когда-нибудь может переехать в Петербург.

На сегодняшний день защитники Конституции рассмотрели 11 тысяч 9 дел. Первым был запрос депутатов Верховного Совета СССР о соответствии Конституции организации МВД. Первой жалобой от простого гражданина стало дело Бориса Альтговзена из Петербурга.

Об этом деле, о суде и о 20 минувших годах размышляет корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Постановление №2 Конституционного суда от 4 февраля 1992 года. Оно даже внешне отличается от сегодняшних: сейчас герб на этом документе — цветной двуглавый орел, а тогда были черно-белые колосья с серпом и молотом и призывом к пролетариям. Да и законы 20 лет назад еще проверяли на соответствие Конституции РСФСР.

Петербуржец Борис Альтговзен одним из первых в стране решил обратиться в новую инстанцию. В 1990-м его, старшего инженера проектной компании, уволили лишь на основании того, что он может получать полную пенсию по старости.

Оспорить это он не смог ни в одном суде, в том числе и в Высшем. Кодекс законов о труде тогда фактически закреплял принцип: молодым у нас дорога, старикам тут не место.

Кодекс законов о труде РСФСР, ст. 33, ч 1: «Трудовой договор <...> может быть расторгнут по инициативе администрации в связи с достижением работником пенсионного возраста».

В Конституционном суде жалобу Бориса Альтговзена объединили с подобным обращением пенсионерки из Астрахани. И признали норму Кодекса законов о труде нарушающей равноправие граждан и постановили отменить ее.

Сегодня, спустя два десятилетия, юристы до сих пор относятся к тому делу с благоговением. У маленького человека появилась возможность бороться с несправедливостью государства.

Юрий Новолодский, председатель Балтийской коллегии адвокатов: «Знаменательнейшее событие в истории российского государства, в котором всегда испытывался дефицит внимания к интересам отдельной личности. Конституционный суд решает не только глобальные вопросы и глобальные проблемы, но и он может принести ощутимую практическую пользу простому гражданину».

Решение дела Альтговзена повлияло на всех остальных пенсионеров страны. Увольнение по старости стало невозможным. Кодекс о труде РСФСР действовал и в Российской федерации до 2002 года. Так что миллионы пожилых людей получили возможность работать в период экономических потрясений.

Победа Альтговзена в чем-то сказалась даже на судьбах некоторых высокопоставленных деятелей. К примеру, нынешнему вице-премьеру Виктору Зубкову в 2001-м исполнилось 60. Тогда он был заместителем министра финансов. И, если бы пункт 1.1. 33-й статьи Кодекса законов о труде действовал, его могли бы уволить.

А вот сам Борис Альтговзен после победы в Конституционном суде продолжил вести тяжбы с работодателем. Законодательный барьер был устранен, но компания не спешила восстановить инженера в должности и выплатить ему компенсацию. Последнее заседание с его участием прошло в 99-м. Постоянные процессы подорвали здоровье инженера. В 2001-м он умер.

Родственники говорят: первый заявитель Конституционного суда оставил после себя целый чемодан протоколов, постановлений, определений, решений различных инстанций. Но так и не успел добиться того, что хотел. Зато в Трудовом кодексе России от 2002 года ни слова о возможности увольнения по старости.

Читайте также