Комедийный фарс о Сталине вышел в кинопрокат

27.10.2011, 20:44

Видео программы «Сегодня»

В фильме, снятом немецким режиссером, Сталин с Гитлером, взявшись за руки, пляшут под шлягер «Мой друг, хороший друг, пускай мир рухнет, ты не подведешь меня».

Сегодня в германский кинопрокат вышел фильм, который критики уже сравнивают с «Великим диктатором» Чаплина и «Бесславными ублюдками» Тарантино. С первым ленту «Отель „Люкс“» роднит едкая, на грани фола, сатира на нацизм, со вторым — гротескная вольность в трактовке исторических фактов.

Место действия — сталинская Москва конца 30-х. Туда актер германского варьете бежит от нацизма, но быстро понимает, что попал из огня в полымя. По словам режиссера, такой сюжет можно было разворачивать только в жанре комедийного трагифарса. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг побывал на премьере.

Мировая история не терпит сослагательного наклонения, но это выдержит все что угодно. Сталин с Гитлером в начале 30-х, взявшись за руки, пляшут под шлягер «Мой друг, хороший друг, пускай мир рухнет, ты не подведешь меня». Через год-другой этим кабаретистам, согласно сценарию фильма, будут светить уже не софиты, а тюремные сроки. Согласно же реальной истории, еще пять лет спустя уже настоящие Гитлер и Сталин заключат «Пакт о ненападении». Так, в картине «Отель „Люкс“» перемешаны годы, быль, небылицы. Исторический анекдот — смех сквозь слезы.

Михаэль Хербиг, актер: «Прочитав сценарий, я стал судорожно перелопачивать исторические тома про этот московский отель „Люкс“, про ту эпоху в СССР. А потом задал себе вопрос — к чему моему герою такая дотошная подготовка? Ведь он попадает в Москву точно так же, не зная о ней ни черта. Так я и постигал историю прямо на съемках».

Спасающийся от нацистов главный герой, актер варьете Ганс Сайсих, как и все иностранцы в Москве, выдающие себя за антифашистов, оседает в гостинице «Люкс». В легендарном отеле зарубежные деятели Коминтерна действительно размещались. Иные из них потом там же задерживались и расстреливались. В самом же фильме — с грустью высмеивались. В каком еще историческом полотне декорацей к постельной сцене послужит классическая «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»?

Леандер Хаусманн, режиссер: «Эта гостиница точно лабиринт, в котором затерялась идея о мировом коммунизме, причем ее давно уже не искали. Вместо этого отель превращен, по сути, в тюрьму. Это ли не лучший символ построения того светлого будущего?»

Валерий Гришко, актер: «На одной сцене я расхохотался, потому что там среди участников есть Вальтер Ульбрихт, и он сидит там в гостинице, в отеле „Люкс“ и из кусочков сахара-рафинада складывает будущую Берлинскую стену».

Внешность Валерия Гришко в последнюю очередь напоминает о Сталине. Но именно эдакий, словно из комикса, тиран-самодур и нужен был режиссеру. Вот отец народов, сидя на горшке, с дрожащим в ванне переводчиком, допрашивает гостя. А вот вдруг закуривает сигарету: трубка, оказывается, лишь реквизит.

Когда работа над фильмом «Отель „Люкс“» только начиналась, многие в немецкой киноиндустрии лишь крутили пальцем у виска: 12 миллионов евро на странную историю о трагической судьбе членов Коминтерна в далекой Москве 30-х годов? Мол, кому в Германии это нынче может быть интересно. Но режиссер Леандр Хаус обернул трагедию в комедийный фарс, и в итоге, судя по пышной премьере в Берлине, эту историю о карикатурных Гитлере, Сталине неприметным арт-хаусом никак не назовешь.

Русский зритель, возможно, упрекнет авторов в доле недостоверности. Взять одни только декорации фанерной Москвы. Сами создатели признаются: снять фильм поначалу хотели на месте событий — не вышло. От гостиницы «Люкс» на Тверской остался лишь остов, а его новым владельцам до своей же истории дела нет. Получилась немецкая версия.

Читайте также