Судьи на один день оторвались от законов

27.10.2011, 12:03

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Сегодня Конституционный суд РФ отметит 20-летие.

Кремль готовится к торжественному приему. Ждут судей Конституционного суда РФ. Юбилей решено провести в Москве, ведь именно в российской столице начиналась история самого молодого из высших судов России. Его сотрудникам приходилось и разрешать спор первого президента КПСС, и вводить мораторий на смертную казнь, и заниматься вполне обычными, но жизненно важными вопросами.

Корреспондент НТВ Илья Федосов продолжит.

19 человек в мантиях, выходя в красивый, отделанный деревом зал, садятся в высокие кресла, затем один из них оглашает решение, после чего все встают и уходят. В списке самых незрелищных мероприятий, придуманных человеком, заседание Конституционного суда легко попало бы в первую десятку.

Истцов и ответчиков здесь не бывает. Судьи в основном работают с документами и проверяют, не противоречат ли существующие законы Конституции. Поэтому часто к Конституционному суду относятся как к месту, где работают, безусловно, люди умные, но от земных проблем очень далекие. И это совершенно не соответствует действительности.

1993-й год. За власть борются президент и Верховный совет — две высшие государственные институции. Дело доходит до танков. Апеллировать больше не к кому. Остается только Конституция. Между молотом и наковальней — не самая сильная метафора для того, чтобы описать ситуацию, в которую попали судьи Конституционного суда.

Тамара Морщакова, в 1991–2002 гг. — судья Конституционного суда РФ: «Основной инструмент Конституционного суда — это Конституция России — был не в очень пригодном состоянии тогда. Это был противоречивый документ, где одна статья практически исключала действия другой статьи».

Еще были вопросы о легитимности КПСС, о законности действий по восстановлению конституционного порядка в Чечне, о моратории на смертную казнь. И каждый раз при оглашении важнейших решений в новейшей истории России судьи Конституционного суда все так же выходили в зал суда без малейшего оттенка эмоций на лице. То, что происходит в зале судебных заседаний, могут видеть все.

Помпейский зал — своего рода обратная сторона Луны. Посторонних туда не допускают, и именно там рождаются все решения Конституционного сюда. На съемках камеры служебной внутренней видеотрансляции заседаний в Помпейском зале можно наблюдать за тем, что непосредственно является работой судей. Да и то без звука, чтобы сохранить тайну закрытого совещания. Когда судей никто не видит, куда только девается их привычное спокойствие!

Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ: «Если Вы не скажете другим судьям, то я Вам выдам секрет совещательной комнаты. У нас обсуждения бывают такие, что искры сыплются. Люди готовы друг друга за лацканы пиджака взять. Такое настроение, что хочется взять и потрясти как следует».

Казалось бы, к чему такие споры? Но есть одно обстоятельство, которое отличает Конституционный суд от всех остальных судов в стране.

Николай Мельников, судья Конституционного суда РФ: «Решение Конституционного суда окончательное и обжалованию не подлежит. Главное — не допустить ошибку. На мой взгляд, это самое сложное и самое ответственное в деятельности судьи».

Изнутри структура Конституционного суда напоминает корабль. На мостике принимают решения, а в недрах корабля работают кочегары, в данном случае — канцелярия и отдел писем. Запросы официальных структур или жалобы частных лиц проходят через них, прежде чем попадают в Помпейский зал.

Иногда говорят, что все самые важные для страны решения Конституционный суд уже принял в 1990-е годы, но это тоже не совсем верно. Как раз в наши дни в здании Сената и выносятся постановления, непосредственно касающиеся жизни рядовых граждан: будь это вопрос о прописке на дачном участке, о покупке частного вертолета или об оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком для отцов.

Читайте также