«Одну бабу» запускают на экраны

26.10.2011, 21:13

Видео программы «Сегодня»

В прокат выходит фильм «Жила-была одна баба» режиссера Андрея Смирнова.

В столичном кинотеатре «Октябрь» сегодня показали, как «жила-была одна баба». Так называется эпическая драма Андрея Смирнова, автора «Белорусского вокзала», вернувшегося в режиссуру после 30-летнего перерыва.

Гибель Российской Империи, тяжелая судьба русской деревни в годы Первой мировой революции, голод гражданской войны показаны через судьбу простодушной тамбовской крестьянки Варвары, которая одновременно с общенародными переживает и личные трагедии. Дарья Екамасова, которая играет главную роль, — бесспорно, новая звезда. Очень сильно.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов отправился на премьеру.

Это действительно титанический труд. Режиссер Андрей Смирнов не работает в большом кино 30 лет, но из них половину срока он обдумывал свой новый фильм. Для автора «Белорусского вокзала» это, наверное, главный фильм в жизни. И он — о главном событии в России за последние 100 лет. О гибели крестьянской цивилизации. Тамбовские крестьяне, против большевиков, которые подавляли свой народ химическим оружием — восстание побольше пугачевского. Единственный случай в истории.

Андрей Смирнов, режиссер: «То, что было на самом деле, не поддается пересказу художественными средствами. Это такой кровавый ужас, такая нечеловеческая жизнь! Рассказать то, что было, повторяю, невозможно, потому что люди идут в кино не для того, чтобы потом повеситься».

Съемки длились три года и так увлекли всех, что даже когда камера останавливалась, участники процесса не успевали выйти из роли. На самом деле это не военный фильм. Нет битв, полководцев, наступлений, отступлений, мы видим только то, что могла видеть героиня. Красные пришли, увели корову, партизаны пришли, увели коня. Сюжет сочиняется не из головы, а как бы нутром. Слов мало — все на интуиции. Быт объясняет больше.

При царском режиме, а ему посвящена половина картины, мир также жесток к Варваре. И гражданская война кажется естественным продолжением старых порядков. С такой конфликтной позицией режиссер должен был достичь абсолютной достоверности. Фильм снимался в Тамбовской области, наряды домотканые, «Трехгорная мануфактура» специально изготовила ткани по старым образцам. Актеры усвоили местный говор.

Алексей Серебряков, народный актер России: «Акцент давался мне с большим трудом. Но у нас, слава Богу, был замечательный педагог, с которым я просто тренировался. На это просто надо тратить было время, силы, каждый вечер по несколько часов».

Местного диалекта не стали требовать только от Юрия Шевчука. Он появляется в неожиданной роли партизанского вожака. Максим Аверин ненадолго возникает в фильме в роли одного из мужчин главной героини, чтобы произнести программные слова. Андрей Смирнов, как и обещал, сначала показал картину в Тамбовской области крестьянам, которые участвовали в съемках.

Андрей Смирнов, режиссер: «Люди выходят ошарашенные, и резко поляризуются. Люди коммунистических убеждений, или националистических, воспринимают картину как личное оскорбление».

В финальных титрах — благодарность влиятельным фигурам российской политики и бизнеса, которые помогли финансировать картину. И это интересный штрих, потому что как раз в конце автор совершенно четко заявляет, что град Китеж поднимется из вод, лишь когда кончится царствие Антихриста.

Читайте также