Архитектурный Петербург остался без Веры

21.10.2011, 20:11

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Историки и градозащитники рассказали НТВ о заслугах и ошибках главного государственного хранителя памятников Петербурга. Вера Дементьева покинула пост, которые занимала восемь лет.

На этой неделе произошло то, чего добивались градозащитники несколько лет. Со своего поста ушла Вера Дементьева. Человек Валентины Матвиенко, персона, которая занимала свой пост в период многочисленных градостроительных скандалов, связанных с крупными проектами, которые лоббировала экс-губернатор Петербурга. Дементьева всегда была в центре внимания прессы. Ии не только из-за поистине неземной любви к дамским сумочкам.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина размышляет, почему общественность так живо интересовалась персоной чиновницы и ее комитетом.

Такой, казалось бы, узконаправленный вид деятельности — охрана памятников — в реальности затрагивал интересы многих стратегически и политически важных властных городских структур. Строительство, землеустройство, инвестиции оказались неразрывно связаны с сохранением наследия.

Вера Дементьева проработала восемь лет на посту главы комитета по охране памятников в этом административном клубке. Возможно, поэтому даже самые жесткие критики сегодня оценивают эпоху Дементьевой не как губительную. Не забывая при этом о целом ряде градостроительных ошибок, кардинально изменивших облик старого города.

Михаил Мильчик, член совета по сохранению культурного наследия, замдиректора института «Спецпроектреставрация»:« Назову вам особенно возмутившие градостроительную общественность и всех тех, кому небезразлична судьба Петербурга, два здания на Васильевском острове. КГИОП не нашел в себе силы противиться этому строительству. С другой стороны, Вера Анатольевна была и остается человеком профессиональным.

С ней и членам совета по охране культурного наследия, и руководителям реставрационных организаций можно было вести разговор. Это очень существенно. Она вас слышала. Не всегда соглашалась и не всегда принимала, с моей точки зрения, правильные и взвешенные решения, но слышала. Достаточно привести один пример (их, на самом деле, десятки) — Апраксин двор».

К достижениям, которые, по сути, должны быть нормой для охранного ведомства, сегодня относят реставрацию дворца великого князя на Мойке, восстановление Каменноостровского театра, сохранение Фрунзенского универмага. Под ее руководством в Петербурге активно взялись за фасады, а в ряде случаев и за дворы исторических зданий.

Но общественность больше отмечала бездействие, завершавшееся провалами. Снос кварталов на углу Невского и Восстания и на Мытнинской набережной прямо напротив Петропавловской крепости.

Критике подвергли выбранный метод работ в Летнем саду, где в результате появятся воссозданные сооружения. Тенденции, не добавившие Вере Дементьевой поддержки градозащитников, — масштабное исчезновение старой рядовой застройки, смена смысловых архитектурных акцентов.

Александр Карпов, директор центра экспертиз «Эком»: «Они разнонаправленные. С одной стороны, все больше и больше появляется таких улиц, набережных, открытых пространств, на которые не хочется смотреть, в которые не хочется вглядываться.

Неприятная тенденция, потому что мы понимаем, что если мы теряем какой-то городской ландшафт, мы теряем его очень надолго. До тех пор, пока не удастся ликвидировать градостроительные ошибки. То, что мы сейчас рискуем потеряем, — это среда города. Это не отдельные памятники. Ее разрушение происходит гораздо быстрее».

Еще глава комитета по охране памятников за восемь лет не смогла привить вкус действующим зодчим. Современная архитектура так и не стала грамотным эталоном моды в старом городе. Где при активном участии Веры Дементьевой были сформированы охранные зоны Петербурга.

С одной стороны, с жесткими правилами для исторического центра, с другой, с исключениями из этих правил. В том числе высотных. Впрочем, именно рядом с Дементьевой теперь на советах наравне в другими участниками дискуссий сидят градозащитники. А сделать из врагов соратников — тоже поступок.

Каким бы ни был главный государственный хранитель памятников в Петербурге, он неизменно станет частью бюрократической системы, механизмы которой не приветствуют сбоев. И чтобы выглядеть достойно в глазах всех участвующих в процессе сохранения наследия, недостаточно быть просто специалистом. Надо чувствовать город. И в какой-то момент уметь быть принципиальным и не идти на компромисс.

Читайте также