Одинокий сетевой вирус разжег пламя протестов по всему миру

18.10.2011, 18:18

Фото: Reuters © 2011

Главным оружием «Захвати Уолл-стрит» — революции нового формата стал Twitter. А участвовать в восстании сегодня оказалось интереснее, чем смотреть ТВ-шоу.

Начало

Самая массовая акция народной борьбы с современными финансовыми институтами — инвестиционными банками и биржевыми спекулянтами началась со скромной, мало кем замеченной записи в интернете «Occupy Wall Street». Этого небольшого импульса оказалось достаточно чтобы заразить идеей борьбы с финансовой несправедливостью весь мир.

Общественное движение «Захватчиков Уолл-стрит» не имеет ни централизованного управления, ни лидера. Тем не менее хэштэг #OccupyWallStreet в Twitter мобилизовал тысячи людей по всему миру. Главным оружием «революции нового формата» стал именно Twitter, как наиболее мобильная социальная сеть. Серьезный вклад в борьбу внесли Facebook и Meetup — платформа для организаций встреч.

Чтобы пламя протеста разгорелось потребовалась небольшая искра. Компания SocialFlow, изучающая рынок социальных медиа проанализировала для Reuters историю знаменитого хэштэга, нашла его корни и историю развития.

Искра

Первый призыв захватывать Уолл-стрит прозвучал 13 июля в блоге журнала Adbusters, но идея была достаточно вяло выражена чтобы получить большую поддержку.

Следующее упоминание произошло уже в Twitter через неделю. Кинопродюсер Франциско Герреро (Francisco Guerrero) из Коста-Рики, ссылаясь на сообщение в блоге сайта под названием Wake Up from Your Slumber (выходите из спячки) повторил призыв к действию с сайта Adbusters.

Сайт Wake Up from Your Slumber был основан в 2006 году для «разоблачения мошеннической финансовой системы Америки». Основатели сайта цитируют библейское послание Римлянам из 13 главы Нового Завета: «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».

Пост Герреро в первые дни ретвитнули лишь раз, и затем наступила тишина до 23 июля — когда еще двое решились его повторить. Запись Герреро перепечатал у себя испанский пользователь твиттера Gurzbo и отставной учитель химии средней школы в Нью-Йорке по имени Синди — @gemswinc

Сообщение Gurzbo осталось незамеченным, а на пост Синди обратили внимание восемь человек. Среди них оказались: противник Федеральной Резервной системы США из Делавера, борец за права веганов, вашингтонский эколог и прогрессивный блоггер пишущий о президенте Обаме.

Но и после этого опять наступило затишье на две недели, пока LazyBookworm не поставила хэштэг #OccupyWallStreet 5 августа и получила семь ретвитов, в основном из числа сторонников органической пищи и поэтов.

Революция

С этого момента призыв «Занимать Уолл-стрит» вышел в массы. Но он остался без серьезного внимания до тех пор пока неожиданно не выстрелил с огромной силой. И здесь колоссальную роль сыграла местная «Армия Твиттера», люди, которые каждый день пишут о своем городе столько, сколько и целая газета не напишет за месяц.

В Нью-Йорке главная заслуга массового распространения революционного хештега признана за твитером Newyorkist, чьи 11 000 твитов — своего рода летопись города. Это был один из первых раскрученных аккаунтов, упоминающих о протестах в середине сентября.

Служба Trendistic, отслеживающая тенденции хэштэгов на Twitter показала, что #OccupyWallStreet впервые появился в более-менее значительном объеме примерно в 11 часов вечера 16 сентября, то есть накануне первой акции протеста — оккупации парка Zuccotti в Манхэттене. В течение следующих 24 часов каждый из 500 пользовавшихся хэштегом использовал именно #OccupyWallStreet.

Первые две недели развития у протестного движения почти не было: освещение в СМИ оказалось небольшим и слабым. Впрочем, вполне адекватным самому протесту, выразить который пришли всего несколько сотен человек.

Но потом демонстрация на Бруклинском мосту спровоцировала сотни арестов и из искры разгорелось пламя. 1 октября в Twitter начали появляться хэштеги #OccupyBoston. Через пару недель #OccupyDenver, #OccupySD и другие.

Захвати все на свете

Страничка «Занимайте Уолл-стрит» стартовала на Facebook 19 сентября. К 22 сентября она достигла критической массы. Для молодых активистов по всему миру, которые с детства знакомы с Интернетом и смартфонами, соцсети сыграли решающую роль в расширении их движения.

Джефф Джарвис, профессор журналистики Городского университета Нью-Йорка и автор известного блога BuzzMachine: «Никто не владеет хэштэгом в Twitter, у него нет руководства, он не имеет организации, веры, но это вполне подходящая архитектура сети. Это рассредоточенное восстание».

По некоторым данным, протестующие получили 300 000 долларов пожертвований для покрытия всех расходов, от пиццы — до видеоаппаратуры.

К понедельнику, 17 октября Facebook на запрос Occupy Wall Street выдавал не меньше ста страничек, созданных специально под акции по всему миру. 1 из 500 хэштегов по всему миру был #OccupyWallSt.

Начались размножаться и похожие сайты We Are the 99 Percent (Мы — те самые 99%), Parents for Occupy Wall Street (Родители за «Захвати Уолл-cтрит») и Occupy Together (Захватим вместе), появился даже сайт-пародия Occupy Sesame Street (Захвати Улицу Сезам).

В субботу, 15 октября, сочувствующие акциям протеста и их ярые фанаты чуть ли не в реальном времени выбирали — какой парк в Вашингтоне им стоит захватить на этот раз. Чуть позже когда по всей Америке прокатились аресты, Твиттер наполнился возмущенными откликами. А вместе с ними и восторженными сообщениями. Оказывается, политические мотивы у участников акций — не единственные.

Из комментариев: «Это так захватывает! Это круче, чем ТВ-шоу!».

Читайте также