Оранжевую принцессу ждет заточение в золотой клетке

16.10.2011, 20:46

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

На минувшей неделе была поставлена точка в беспрецедентном суде над Юлией Тимошенко. Оранжевой принцессе дали 7 лет.

Юлия Тимошенко на минувшей неделе была признана виновной по так называемому «газовому делу» и, чего прежде с бывшими главами украинского правительства не случалось, получила семь лет тюрьмы. Реакция Запада, где процесс над Оранжевой принцессой считают политическим, была предсказуемо жесткой.

В США приговор назвали плохим сигналом и избирательным правосудием, в ЕС прямо заявили: пока Тимошенко за решеткой, ни о каком сближении с Украиной, не может быть и речи.

В нашем МИДе обратили внимание на антироссийский подтекст всей этой истории: по сути, Тимошенко судили за действующие и юридически обязывающие соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом».

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев суммировал главное и раскопал кое-что любопытное.

В харьковской женской исправительно-трудовой колонии все вроде как всегда — швейный цех строчит рукавицы, одна из смен кладет на улице плитку, столовая готовится к обеду: сегодня рассольник, каша ячневая, курица и огурец.

Но прошел по заключенным слух, что скоро может к ним поступить новенькая, которой когда-то подчинялась и эта колония, и вся Харьковская область, да и вообще страна почти целиком.

Женских колоний общего режима на Украине шесть, про харьковскую заговорили не случайно — она образцовая. Тут и зимний сад для релаксации, и церквушка, и условия жизни почти санаторные — благодаря реформе, начатой при премьере Тимошенко.

Пять лет назад тюрьмы Украины начали переходить на европейский стандарт содержания осужденных, и харьковская колония — лидер этого движения. Заключенные здесь живут не по 60 человек в камере, а по 10, а в каждой комнате — отдельный туалет и даже бидэ.

В каждой камере есть телевизор, поэтому самый громкий судебный процесс страны женщины-заключенные могли наблюдать своими глазами, включая приговор.

Судья: «Тимошенко Юлию Владимировну признать виновной и назначить ей наказание в виде 7 лет лишения свободы. Лишить права занимать государственные должности в течение 3 лет».

Юлия Тимошенко: «На Украину с этим приговором вернулся 1937 год. Я обращаюсь ко всем людям доброй воли: защитите страну от авторитаризма. Меня не запугают и не сломают, я буду бороться и защищать свое честное имя».

Это был финал главного спектакля осенне-летнего сезона, который давали в Печерском суде Киева. В роли судьи — почти юноша, вечно покрытый испариной Родион Киреев, в роли подсудимой — всегда в белом, в гриме и с iPad железная леди, которая ни разу не поднялась перед человеком в мантии, доводя его до нервного тика. И, конечно, массовка на улице — немногочисленная, но буйная. Каждый выезд автозака из суда становился испытанием для ОМОНа. За три месяца все настолько привыкли к этому ежедневному рутинному событию, что в суровый приговор суда поверить было невозможно.

На Украине говорят, что приговор Тимошенко был вынесен не на минувшей неделе, а полтора года назад, когда она не смогла победить в президентских выборах. Первое уголовное дело на экс-премьера было заведено через несколько месяцев после этого. Таковы оказались законы украинской политики: либо ты попадаешь в резиденцию президента, либо — в Лукьяновское СИЗО.

Эта была третья попытка нынешней власти посадить главного политического конкурента. Сначала Тимошенко хотели наказать за то, что она деньги, полученные Украиной по Киотскому протоколу, использовала в кризис для выплаты пенсий. Потом новое обвинение — якобы она незаконно купила для сельских больниц машины «скорой помощи». Оба уголовных дела развалились еще в прокуратуре. Третье, газовое, дело сразу же стали называть абсурдным и политическим.

Тимошенко обвинили в том, что она в 2009 году подписала с Россией невыгодный для Украины газовый контракт, не имея на то разрешения от украинского правительства. Экс-премьер доказывала, что, во-первых, сама ничего не подписывала, а во-вторых, контракт был абсолютно типовой и рыночный. Кроме преследования лидера оппозиции, газовое дело было, очевидно, еще и попыткой давления на соседей, как на Востоке, так и на Западе.

Вадим Карасёв, политолог: «На самом деле, судебный процесс над Тимошенко — это еще элемент большого торга с Европой, с Россией, и не только по цене на газ, а и по другим параметрам будущего экономического и политического развития Украины».

На следующее утро после шокирующего приговора все мировые газеты вышли с Юлией Тимошенко на первой полосе вышли: если украинцы часто жалуются, что за границей о них не знают, то нынешней власти удалось это изменить. Даже главная газета Коста-Рики написала о женщине с косой.

Но настоящим шоком для Виктора Януковича стала, конечно, официальная реакция в мире. Приговор осудили Америка, Европа в целом и каждая страна по отдельности. Визит Янковича в Брюссель, намеченный на 20 октября, уже отменен по инициативе принимающей стороны. Переговоры об ассоциации Украины и ЕС приостановлены. Не менее определенной была и реакция России.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Во-первых, Тимошенко ничего не подписывала. Контракты подписаны на уровне хозяйствующих субъектов — „Газпромом“ и контрпартнером „НАКом“ Украины. Во-вторых, самое главное не в этом заключается. Самое главное заключается в том, что в том заключается, что эти контракты коммерческие подписаны в полном соответствии с законами России и законами Украины, и международными правилами, международными нормами».

Уже через день Виктору Януковичу пришлось публично оправдываться. Стоя на фоне ряженых казаков и непроизвольно сжимая кулаки, украинский президент дал надежду Юлии Тимошенко.

Виктор Янукович, президент Украины: «Обязательно будет апелляционный суд. Если до его заседания будут приняты соответствующие законы, безусловно, апелляционный суд во время рассмотрения их учтет. Безусловно, дело Тимошенко знаковое и к нему будет приковано внимание».

Янукович намекает на реформу Уголовного кодекса, которую на следующей неделе собирается провести Верховная рада. Возможно, статья, по которой судили Тимошенко, будет вовсе упразднена — тогда экс-премьер выйдет из Лукьяновского СИЗО на волю, а не отправится по этапу в тюрьму.

Ныне пенсионерка, а ранее заключенная Людмила по кличке Люся-цыганка — авторитетный киевский эксперт по тюремным делам. Говорит, что с таким человеческим опытом, как у Тимошенко, никакая тюрьма уже не страшна.

Людмила, бывшая заключенная: «Если ты здравомыслящий человек и знаешь себе цену, и какое-то самолюбие, гордость есть, можно себя поставить так, что будет все нормально. Ну, кому-то в рыло дашь лишний раз».

Люся в тюрьме даже при советской власти могла многое себе позволить, а сейчас, говорит, за решеткой можно вообще не отказываться от своих привычек.

Людмила: «При нынешней власти за деньги можно купить что хочешь: и косметолога, и телевизор, мужчину заказать, и банкет сделать, и атласные простыни, как у нее дома».

Пока Тимошенко ждет апелляции по газовому делу, на нее уже завели новое, вернее, старое. Прокуратура обвиняет ее в том, что она переписала на бюджет страны долги компании «Единые энергосистемы Украины», которую когда-то возглавляла. За это Тимошенко пытались судить уже неоднократно, каждый раз дело появлялось на свет после ее ухода в оппозицию. Завтра экс-премьера ожидает в СИЗО новый допрос.

Над этой чередой уголовных дел уже вся Украина смеется, причем буквально. Хитом Интернета стал ролик под названием «Янукович пришел в тюрьму на свидание с Тимошенко».

Украинские юмористы еще долго без работы не останутся. Сначала чем-то завершиться газовый процесс, потом, очевидно, начнется суд по новому обвинению Тимошенко — срок давности по нему истекает только в 2019 году.

Читайте также