«Обменный курс» еврейского капрала устроил не всех

12.10.2011, 11:04

Видео программы «Сегодня»

Плененного израильского капрала Гилада Шалита правительство Израиля оценило в 1027 палестинских заключенных.

Отдать 1 027 и получить одного. Израиль обязуется выпустить на волю целый полк политических заключенных, чтобы вернуть на родину пленного капрала Гилада Шалита. Такой обменный курс стал результатом переговоров между властями страны и палестинской группировкой ХАМАС. В автономии соглашение считают безоговорочной победой. А в Израиле утверждают, что условия сделки лучшие из возможных. Детали выяснил собственный корреспондент НТВ на Ближнем Востоке Руслан Гусаров.

Похоже, что громкая история пятилетнего плена израильского капрала Гилада Шалита скоро закончится. Его свободу и личную безопасность правительство Израиля оценивает не менее чем в 1027 палестинских заключенных, отбывающих наказание в тюрьмах Израиля за различные преступления. Главным образом за терроризм и пособничество ему.

Тяжелые, изнурительные и многолетние переговоры об условиях выдачи Гилада Шалита, а по сути об обмене пленными и заключенными, завершились накануне при посредничестве Египта.

Халед Машааль, председатель Политического бюро движения ХАМАС: «После пяти лет переговоров с израильтянами нам удалось достигнуть соглашения. На свободу выйдут 1000 палестинских мужчин и 27 женщин. А Израиль получит своего солдата Гилада Шалита».

Сегодня ночью кабинет министров Израиля собрался на экстренное заседание по вопросу утверждения сделки с ХАМАС. А премьер Нетаньяху еще раньше даже пообещал отцу Шалита Нойму, что его сын, отметивший недавно свое 25-летие, уже скоро будет дома. С отцом еврейского капрала успел переговорить и президент Франции Николя Саркози. Гилад Шалит является гражданином и этой страны.

Подробности сделки не раскрываются. Но Беньямин Нетаньяху при этом заявил, что с учетом происходящих на Ближнем Востоке событий и израильско-палестинских отношений эта сделка заключена на лучших возможных условиях.

Беньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля: «Я не знаю, будет ли у нас возможность достигнуть какой-нибудь договоренности с ХАМАС в будущем. Я не уверен, что у нас вообще появится возможность сесть за стол переговоров. Мне кажется, что эта сделка результат счастливого стечения обстоятельств. Вряд ли это случится еще раз».

Танкиста Гилада Шалита боевики ХАМАС захватили 25 июня 2006 года. Тогда недалеко от сектора Газа палестинцы подбили танк, уничтожив практически весь экипаж, и захватили в плен раненого капрала. В течение пяти лет они содержали израильтянина в тайном месте, периодически вбрасывая информацию о нем в печать и на телевидение. Капрала подлечили, над ним не издевались и вполне сносно кормили. И вот теперь, как сообщается, Израиль в два этапа будет вызволять своего капрала из хамасовского плена.

В соответствии с достигнутым соглашением, сначала Израиль выдаст ХАМАСу 450 палестинцев. В том числе и 315 террористов с пожизненными или очень длительными сроками заключения. Предполагалось, что среди них будут и такие известные боевики, как Марбан Баргути и Ахмат Саадат, у которых соответственно 5 и 77 пожизненных сроков. По числу убитых ими израильтян. Но по заявлению главы внутренней службы безопасности Израиля Йора Маккойена, на таких одиозных фигур договоренность не распространяется. Они останутся за решеткой. После первого этапа палестинцы должны освободить Гилада Шалита. А спустя еще какое-то время Израиль в виде жестов доброй воли на свое усмотрение отпускает на волю еще 577 палестинцев. Все процедуры передачи пройдут на территории Египта.

Исмаил Хания, премьер-министр Палестинской автономии: «Мы поздравляем народ Палестины в этот исторический момент. И призываем сограждан готовиться к возвращению из израильских тюрем арабских героев».

В Израиле происходящее оценивают не однозначно. На фоне радостной реакции в обществе и положительного голосования кабинета министров, утвердившего сделку с ХАМАС подавляющим большинством, тем не менее, звучит и критика. Обмен очень неравнозначный, террористы выходят на свободу, и возникает новая угроза безопасности Израиля. Кроме того, создается опасный прецедент на будущее.

Читайте также