Видео программы «Сегодня»
Современные путешественники точно воссоздали поход из прошлого, переоделись в старинные костюмы и вооружились мечами.
В волжский фарватер вышли суда, нехарактерные для местных вод, точнее, для нынешних времен. Деревянные ладьи созданы по проекту тысячелетней давности. Все это реконструкция «Хождения из Руси в Сербску землю».
Корреспондент НТВ Михаил Чернов узнал, с чего начинался исторический марафон.
Когда древнерусские ладьи зашли в порт на зимовку, движение остальных судов остановилось. Поглазеть на музейные экспонаты собралась вся округа. Построение проходило в традициях российской армии. Как строились былинные богатыри и рассчитывались ли они на
Ладьи со змиями на носу из карельской сосны строили полгода. Участники экспедиции спустя тысячу лет решили повторить поход русичей до Белграда. Сразу после крещения Руси князь Владимир поручил дружинникам идти на Балканы, чтобы выкупить книги за товары. Иеромонах Феоктист идейный вдохновитель этого «Хождения из Руси в землю Сербскую» .
Феоктист Петров, иеромонах, президент Всероссийской школы православной культуры: «Мы построили три ладьи „Витязь“, „Храбр“ и „Славяна“, чтобы совершить поход с севера Руси через все реки и озера и дойти до Белграда, до Сербии, и подарить одну ладью славянам».
Поход должен был пройти по древнему маршруту Кижи Ладога Великий Новгород, потом по Днепру до Смоленска и Киева, Черное море и устье Дуная. Если во времена былинные ладьи тащили посуху до Днепра 200 километров, то теперь это оказалось делом дорогим. Зима подступала. В итоге пошли по Волге до Самары. Весной дружинники отправятся вниз по течению, через
Потомки древних русичей изо всех сил пытались соблюсти историческую достоверность, но помешали холода. Пока ладьи строились, на море начался сезон штормов. Пришлось идти на зимовку в Самару, хотя в древности места здесь были неспокойные, разбойничьи.
В итоге «Хождение в землю Сербскую» соприкоснулось с другим знаменитым маршрутом Великим шелковым путем. Из Карелии шли почти три недели. Если бы не японский двигатель в 20 лошадиных сил, спрятанный в корабельное дерево, до заморозков не успели бы, говорит капитан Терентьев. У него 25 лет мореходного стажа, но этот древнерусский экстрим охрипший капитан запомнит надолго.
Борис Терентьев, капитан: «Вода сверху, вода снизу, весь мокрый! Все мокрые, а просушиться негде».
В бравой дружине Настя самая младшая, будто Алиса Селезнёва. Вместо того чтобы идти в первый класс, она отправилась с мамой по рекам и озерам. Теперь маленький заправский мореход рассказывает, как пять раз попадали в шторм, застряли на мелководье в устье Белого озера, терпели заморозки в Карелии.
Настя Павлова: «Мы в Онеге были. Нас там болтало, как поплавок».
Тут нужна и сила богатырская, и здоровье отменное. Пройти в сезон штормов через Онегу, Ладогу и Волгу на деревянных ладьях отважились немногие дружинники из Орла, Тулы, Курска, Москвы и Петрозаводска.
Елена Павлова: «Нас и друзья не понимали, что мы плывем в такое далекое путешествие, родители переживают и сейчас».
Дальше по тысячелетнему маршруту они пойдут в апреле, чтобы до Пасхи быть в Белграде. Когда дружинница Настя в школе расскажет, что весной снова отправится по морям, все одноклассники наверняка обзавидуются.
Читайте также
- Уникальная копия древнего судна казаков отправилась в плавание по Енисею
- Из варяг в греки на ладье
- Верхнесвирский шлюз готовится принимать суда
- На атомный ледокол «Чукотка» установили электродвигатель
- Собянин подвел итоги летней навигации на
Москве-реке - ЕС ввел санкции против российских судоходных компаний за связи с Ираном