Петербургу страшна волна выше 5,5 метров

07.10.2011, 21:28

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сможет ли комплекс защитных сооружений спасти Петербург от глобального наводнения и каким образом работают его сложные механизмы, узнавал корреспондент НТВ.

На минувшей неделе Петербург стоял на пороге серьезного происшествия. Шквалистый ветер нагнал в город такую волну, что вода в Неве поднялась до критического максимума. Подтопило набережные, плавучие рестораны переправляли посетителей на берег лодками.

А что же дамба? Сможет ли она спасти Петербург от глобального наводнения, если усилится ветер? Как работают сложные механизмы у входа в Маркизову лужу?

Этими вопросами в своем спецрепортаже озадачился корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

В случае чрезвычайной ситуации от наводнения Петербург спасет плоский затвор судопропускного сооружения №2. Привычно пасмурным утром его начинают поднимать. Две с половиной тысячи тонн стали двигаются со средней скоростью 40 сантиметров в минуту. Сам подъем занимает примерно полчаса.

Как обычно, это были только испытания. В нынешнюю навигацию угроза серьезного наводнения была только раз. И то поднимать затвор не пришлось. Тогда, как и сегодня, дежурная смена следила за приборами, чем-то похожими на авиационные.

Давление масла, угол перекоса и главный индикатор, который еще ни разу не загорался. Всем процессом управляет автоматика. Но команду начать подъем отдает все равно человек.

Михаил Клейменов, начальник отдела автоматической системы управления Комплекса защитных сооружений: «Бывают аварии, бывают всякие разные ситуации. На объекте довольно много механизмов, и вероятность отказа все равно присутствует всегда. Человек должен видеть, что происходит».

Сам затвор поднимают гигантские гидроцилиндры. В них под давлением 150 атмосфер — это в 20 раз больше, чем в водопроводе — нагнетается масло, и весь механизм приходит в движение малозаметное для постороннего глаза. Самая масштабная часть конструкции оказывается защитной крышкой.

Борис Каменев, ведущий инженер-электрик управления эксплуатации Комплекса защитных сооружений: «Это крышка для защиты от навала судов. У нас не только на дороге лихачи, но и на воде тоже. Помимо этого крышка служит для защиты ото льда».

Поведение граждан вообще больная для работников КЗС тема. После официального открытия дамбы, а в особенности тоннеля, выяснилось: больше всего хлопот приносит совсем не природа.

Первое ДТП произошло в тоннеле уже через неделю после открытия движения. С тех пор случилось еще несколько. Но водители так до сих пор и не поняли, каким образом нужно действовать в чрезвычайной ситуации.

Алгоритм поведения довольно прост. Нужно найти оранжевый ящик — это специальный пункт для переговоров с диспетчерской. Нужно подойти к нему и, нажав кнопку, вызвать диспетчера.

Наш звонок получили здесь. Это диспетчерский пункт, который в августе показывали Владимиру Путину. Дежурная смена следит за обстановкой в тоннеле, контролируя системы вентиляции и пожаротушения. Наготове экипаж МЧС.

Но пока диспетчеры занимаются, в основном, ликвидацией последствий особенностей национального вождения. Скорость движения в тоннеле уже вынужденно ограничили почти в два раза — до 60 километров в час. А скоро поставят видеофиксаторы.

Олег Панчук, заместитель генерального директора Комплекса защитных сооружений: «Жизнь нас заставляет это делать. Потом, к сожалению, сегодня единственный факт, который хоть как-то может остановить водителя, это штрафы».

Первыми (за двое суток до) о том, что на Петербург идет волна, узнают в этой, похожей на обычный офис комнате. В компьютеры стекается информация от метеостанций. Они обозначены желтыми кругами на карте. Плюс данные спутников, отчеты шведских коллег и, конечно, собственные измерения.

Ординар, как и полтора века назад, — рабочий инструмент метеоролога. 1 метр 60 сантиметров выше уровня моря — одна из главных петербургских цифр.

Олег Снурников, специалист управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений: «Конечно, обычно наводнению все-таки сопутствует сильный ветер. И мы надеемся, что эти данные будем всегда получать в автоматическом режиме. И наблюдателю не потребуется выходить и проверять».

Самый распространенный миф о дамбе — из-за нее корюшки все меньше — очень обижает сотрудников КЗС. По их словам, четверть бюджета строительства ушла на экологические исследования, которые доказали: благодаря дамбе, рыбам жить стало только лучше.

С помощью специальных сооружений можно регулировать водообмен между Невской губой и Финским заливом. В итоге прибрежные воды очищаются. Это оценили лебеди, которые начали снова прилетать к дамбе, и простые жители Кронштадта.

Роза Михайленко, начальник управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений, кандидат технических наук: «Например, кронштадтский пляж до какого-то времени был одним из самых опасных с точки зрения санитарного состояния, было запрещено купаться много лет. После того как построили защитный комплекс, коэффициент разбавления намного улучшился. Сейчас это единственный пляж, который не закрывался в течение десяти лет».

За 308 лет истории Петербурга было ровно 308 наводнений. Но в последние десятилетия их частота увеличилась в два раза. Город, если бы не дамба, подтапливало бы минимум дважды в год. Но с этим КЗС справляется легко.

Теперь 5,5 метров выше уровня ординара — отметка, после которой Петербург ждет катастрофа. Ее прогнозируемые последствия видны на специальной карте. Как утверждают метеорологи, такое может случиться всего раз в десять тысяч лет.

Читайте также