Перед казнью смертникам включали радио

07.10.2011, 19:56

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Это был сигнал к расстрелу. После него обратно в камеру уже никто не возвращался.

Это история легла в основу документального фильма, который покажут в Петербурге в рамках первого международного кинофестиваля «Надежда». К участию в нем допускаются фильмы, снятые в тюрьме, о тюрьме, заключенными или о заключенных. Организатором проведения форума стал председатель комиссии по помилованию Алексей Козырев.

В исправительной колонии строго режима — в просторечии «Четверка» — многие заключенные поневоле вспомнили свои основные профессии. Диплом режиссера Алексею Андронову на свободе почти не пригодился.

После недолгой практики на телевидении он ушел в бизнес. А когда попал за решетку, под рукой вдруг оказалась простенькая видеокамера-«мыльница». И главное — подходящая история.

Главный персонаж фильма — Александр Леонов в начале 90-х был приговорен к высшей мере наказания. Два года отсидел в камере смертников в ожидании расстрела. Но в 96-м Ельцин подписал мораторий, и расстрел Леонову заменили на 25 лет тюрьмы. То есть свою точку невозврата он прошел, но все же сумел вернуться.

Александр Леонов, герой фильма: «Я видел девять случаев, как людей уводят расстреливать. Когда человека выводят из камеры и уводят на исполнение. Процедура всегда одна и та же, по единому сценарию. В помещении, где находятся смертники, всегда на полную громкость включали радио. В этот момент у него похолодел позвоночник и буквально отказали ноги. Он присел на спальное место, и все попытки не то чтобы встать, даже пошевелить ногой, были безрезультатны».

Алексей Андронов, заключенный ИК №4: «Я работал и в художественно-публицистической редакции, и музыкальных, и в детских редакциях. И на рекламке немного сидел. А здесь все это пригодилось, пользуется спросом. Это как-никак тоже возможность у каждой колонии в хорошем смысле себя пропиарить».

«Петербургский фестиваль, — уверяет президент конкурса Алексей Козырев, — станет надеждой для сотен заключенных». В отечественных тюрьмах сейчас насчитывается 270 собственных видеостудий. Конечно, работники юстиции не одобрят лихие криминальные сюжеты, но кинолюбители и сами снимают, в основном, о разумном, добром и вечном.

Алексей Козырев, президент кинофестиваля «Надежда»: «Какая-та цензура, увы, будет. Оттуда фильм не может выйти, не просмотренным руководством колонии. Скорее всего, это будет о жизни колонии. Хотя уже есть такие размышления о сути жизни, о той известной фразе: „От сумы, да от тюрьмы не зарекайся“».

Свои киноразмышления о преступлении и наказании на петербургский фестиваль прислали даже авторы из Турции и Индонезии. Драма «Немезида» — в переводе на русский «Возмездие» — это дневник заключенного. История о том, как брат отомстил за изнасилование сестры.

Сцена самосуда изображена футуристически. Получается своеобразный фильм-размышление даже не об уголовной системе современной Индонезии, а о человеческих законах вообще.

Автор этой документальной ленты десять дней прожил в камере с четырьмя рецидивистами. У каждого из них сроки — от 9 до 25 лет. Каждый мечтает о свободной жизни.

Фестиваль самого несвободного кино состоится в Петербурге в начале декабря. Но от самой фестивальной площадки — сцены Дома кино — организаторам пришлось отказаться. По понятным причинам, номинантов соберут не в центре города, а на окраине.

Алексей Козырев, президент кинофестиваля «Надежда»: «Потому что и зрители, и награждаемые, и участники будут не только свободные люди, которые приедут на метро, такси или автобусе. Будут и те, кого привезут, как говорится, по этапу».

Организаторы кинофестиваля еще не определились с наградами для победителей, но, возможно, в состав жюри войдут не только профессиональные кинематографисты, но и судья по уголовным делам. Который оценит не только творческие заслуги автора, но и заглянет в его личное дело. И тогда победителю, возможно, удастся получить Гран-при в виде условно-досрочного освобождения.

Читайте также