Видео программы «Сегодня»
Список новых стандартов Американской киноакадемии для картин, которые будут претендовать на звание «Лучший фильм», вызвал бурные дебаты в кинотусовке. В нем прописаны жесткие требования по расовым и гендерным критериям, также в фильме должны быть люди с ограниченными возможностями и нетрадиционной сексуальной ориентации. Эти требования распространяются и на членов съемочной группы.
Все это результат долгих дискуссий о том, что кино делают не только для белых гетеросексуальных мужчин, и другие категории зрителей тоже хотят видеть больше своих героев на экране.
Так, в главных ролях фильма должен быть как минимум один не белый актер афроамериканец, азиат, выходец с Ближнего Востока или Латинской Америки.
Но если в сценарии для них все же места нет? Тогда надо изучать второстепенные и эпизодические роли. Как минимум 30% должны быть либо женщины, либо не белые актеры, либо представители ЛГБТ, либо люди с ограниченными возможностями. При этом тему фильма желательно связать с проблемами именно этих категорий населения.
Если у вас не выполнен хоть один из этих пунктов, тогда надо соответствовать дополнительным критериям. Это требования к составу работающих за кадром. Как минимум две руководящие должности режиссеры, продюсеры, главный оператор, художник должны тоже занимать не белые, либо женщины, либо люди с ментальными или физическими недостатками. И как минимум шесть технических сотрудников должны быть представителями различных этнических либо расовых групп.
Есть схожие требования и к стажерам на киноплощадке, и к командам, которые занимаются рекламой и прокатом этого фильма.
Пока все эти критерии касаются заявок на главную номинацию «Оскара» «Лучший фильм». И начнут эти поправки действовать с 2024 года. Но кинокритики отмотали историю назад и попробовали применить эти пункты для номинантов прошлых лет.
Например, фильм «Двенадцать разгневанных мужчин»
Новые правила можно критиковать либо поддерживать, но что будет, если эта тенденция станет модной и крупные международные кинофестивали пойдут по этому пути? Ведь кинофестивали важный элемент и в раскрутке фильма, и в финансовом результате проката. Для примера можно взять несколько успешных российских картин последних двух десятилетий. Например, фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», где есть три главные роли отца и двух
Или фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», взявший престижные европейские награды. Там история двух полярников двух белых мужчин без всякого сексуальных оттенков. И в кадре больше никто не появляется. По количественным параметрам ЛГБТ, женщин, представителей этнических групп в этом фильме тоже везде ноль.
Так что если стандарты «Оскара» возьмут на вооружение мировые кинофестивали, в которых участвуют российские картины, то нашим сценаристам придется поломать голову. Как вводить в фильм случайных женщин, проезжающую на заднем фоне группу китайских туристов или афроамериканца, по скайпу разговаривающего с индейцем, чтобы математически соблюсти стандарты. Выкрутиться, конечно, можно.